НПО «Институт политики Грузии» (Georgian Institute of Politics, GIP) публикует исследование, в котором рассмотрены два сценария относительно решения, которое Еврокомиссия может принять по статусу кандидата ЕС для Грузии.
В отчете представлены вероятные краткосрочные последствия двух сценариев развития отношений между ЕС и Грузией: получение Грузией статуса кандидата на вступление в ЕС или отказ в этом. В отчете описаны основные риски и возможности, связанные с обоими сценариями.
«В декабре голосование 27 стран-членов ЕС определит принятие или отклонение этих рекомендаций. Этот поворотный момент ставит Грузию в нестабильное положение, ставит под сомнение ее приверженность демократическим принципам и влияет на направление ее внешней политики, усиливая тем самым неопределенность в отношении политического и институционального будущего страны», — говорится в аннотации к исследованию.
Временной горизонт двух сценариев, представленных в отчете, охватывает период до двенадцати месяцев после принятия решения ЕС. Этот период охватывает время с момента принятия решения ЕС о предоставлении Грузии статуса кандидата до выборов в Грузии, намеченных на октябрь 2024 года.
Если ответ — «да»
Если ответ будет положительным, тогда Грузия получает статус кандидата ЕС, но с дополнительными условиями, которые правительство должно выполнить, чтобы перейти к этапу переговоров. Одним из ключевых может быть условие о согласовании в большей степени внешней политики Грузии с внешней политикой ЕС.
«По мнению некоторых политиков ЕС, Евросоюз мог бы использовать и так называемый «боснийский сценарий», когда страны-члены ЕС предоставили статус кандидата Сараево.
Страны-члены ЕС предоставляют статус кандидата Сараево, при этом подразумевая, что это решение было принято в интересах «народа Боснии и Герцеговины», надеясь, что политические лидеры смогут воплотить эти амбиции в реальность путем решительных реформ», — говорится в исследовании.
Другой — менее вероятный подход — может заключаться в том, чтобы предоставить статус кандидата Грузии, но при этом предупредить о возможности выхода, если Грузия не сможет полностью реализовать свои обязательства — 12 рекомендаций и дополнительных условий, выдвинутых Екрокомиссией.
Какие возможности у Грузии в случае положительного ответа ЕС?
По мнению экспертов, получение статуса может стабилизировать политический ландшафт, расширить возможности сторонников реформ, уменьшить поляризацию и радикализацию под руководством партий, укрепить международную репутацию страны, привлечь больше инвестиций.
«Процесс европеизации и программу реформ сложнее повернуть вспять. Для ЕС такое развитие событий будет способствовать усилению его влияния на инициативы по реформированию Грузии, усилит его трансформационную мощь и противодействие антиевропейской дезинформации, а также укрепит его геополитическое положение в стратегически важных регионах — на Южном Кавказе и регионе Черного моря», — говорится в докладе.
Среди рисков, считают эксперты, — то, что статус кандидата может оказаться недостаточным стимулом для правительства «Грузинской мечты» отказаться от антиреформаторской программы и антироссийских настроений.
«Нет никакой гарантии, что правительство «Грузинской мечты» отреагирует на это ускорением демократических реформ и переходом к этапу переговоров. <> Оно может использовать подобное развитие событий для повышения своего авторитета в обществе, подрыва оппозиции и обеспечения победы на парламентских выборах 2024 года», — говорят эксперты.
В таком случае власти углубят поляризацию и радикализацию, укрепят авторитаризм, что отклонит Грузию от пути европейской интеграции и повысит восприимчивость к злонамеренному влиянию России.
Если ответ — «нет»?
В случае отрицательного решения ЕС по Грузии, от страны потребуют полного и большего прогресса в выполнении 12-ти рекомендаций ЕК до принятия положительного решения.
ЕС будет требовать от Тбилиси большей ясности во внешнеполитическом курсе.
Согласно докладу, ответ «нет» для Грузии содержит больше рисков, чем положительный ответ Еврокомиссии. Однако даже в этом случае исследователи заявляют о «бонусах» для ЕС и для Грузии.
Премьер Грузии: ожидаю решения Еврокомиссии по статусу ЕС для Грузии «с оптимизмом»
«Для Грузии такой исход может послужить толчком к новой политической динамике, способствуя созданию условий, более благоприятных для демократизации и европеизации страны.
В то же время отказ от статуса кандидата и выдвижение условий действующему правительству и другим политическим структурам Грузии позволит ЕС сохранить рычаги влияния и более эффективно противостоять откату <Грузии> от демократии», — говорится в отчете.
Если Грузия не получит статус кандидата, считают аналитики, страна может погрузиться в новый политический кризис.
В то же время это может привести к ослаблению правления «Грузинской мечты», и — напротив — оппозиционные силы и гражданское общество ощутит большую поддержку со стороны населения Грузии. Однако и это не «гарантировано».
«Такой сдвиг может привести к смене правительства на выборах 2024 года. <> Однако подобный сценарий развития событий не гарантирован. Электоральная политика Грузии по-прежнему в значительной степени зависит от внутренней динамики.
Как и большинство гибридных режимов, «Мечта» обладает огромными административными и олигархическими ресурсами. <> Более того, политическое поле между властью и оппозицией остается неравным», — отмечают авторы доклада.
Cреди рисков для ЕС и для Грузии — это, в первую очередь, «эрозия» демократических институтов в Грузии, усиление авторитаризма, политическая дестабилизация, ускоренное отдаление от Евросоюза, в результате чего Грузия может стать сателлитом России.
«Этот сценарий содержит риски и для ЕС — его «мягкая сила» и репутация в регионе, его геополитическое влияние в Грузии, скорее всего, уменьшатся, что может привести к усилению гегемонии России в регионе, а также к углублению поляризации и авторитарной консолидации в регионе», — заключают эксперты.
Отметим, методологически отчет основан на кабинетных исследованиях, форсайт-анализе и фокус-группе с участием экспертов. В фокус-группе приняли участие известные эксперты в области местной политики, определившие факторы, лежащие в основе каждого из двух предположительных сценариев развития.
Напомним, решение Еврокомиссии по Грузии станет известно 8 ноября.
Посол ЕС: отчет Еврокомиссии будет основан только на заслугах Грузии