Этот ролик подготовлен в рамках серии материалов о политических партиях Грузии в преддверии выборов 2024. Сегодня говорим о «Лело для Грузии».
Под занавес 2019 года ряды оппозиционных партий Грузии пополнила сила, учрежденная основателями одного из крупнейших банков страны TBC Bank – Мамукой Хазарадзе и Бадри Джапаридзе. Первый стал председателем партии, второй – генеральным секретарем. Кроме того, «Лело» привлекла к себе ряд видных политических фигур, например бывшего председателя парламента Давида Усупашвили.
Центристская и либеральная партия определяла своей целью борьбу с двуполярностью грузинской политики, превращение страны в финансовый центр региона, содействие малому и среднему бизнесу, привлечение иностранных инвестиций, а также обеспечение свободной бизнес-среды.
В последнем пункте мы можем найти разгадку того, что именно побудило крупных предпринимателей удариться в политику.
В 2019 году Хазарадзе и Джапаридзе оказались в опале у власти. Генеральная прокуратура Грузии обвинила предпринимателей в отмывании почти 17-ти миллионов долларов. Речь шла о предполагаемом эпизоде 11-летней давности. Сторона обвинения утверждала, что друг Хазарадзе Автандил Церетели, отец владельца оппозиционного телеканала TV Pirveli, оформил в TBC-банке кредит на указанную сумму, деньги он якобы передал Хазарадзе и Джапаридзе, которые в последствии списали долг.
Но и здесь не все так просто. Оппоненты власти усмотрели в возбуждении уголовного дела геополитический мотив. Я объясню. На момент, когда Хазарадзе с Джапаридзе подпали под следствие, они занимались строительством глубоководного порта Анаклия в рамках совместного грузино-американского консорциума. Осуществление амбициозного проекта с привлечением западных капиталов не вязалось с интересами Москвы, считают критики власти. По словам бывшего сотрудника Госдепа США Мэтью Брайза, Анаклия могла свести на нет влияние, которое Россия, возможно, попытается оказать на Грузию. После долгих споров проект у Консорциума забрали, с тех пор власти то и дело обещают достроить порт.
Хазарадзе и Джапаридзе, между тем, вплотную занялись политикой. На парламентских выборах 2020-го партия получила поддержку 3,15% избирателей и 4 мандата в законодательном органе. Если верить опросам общественного мнения, сегодня их рейтинг составляет 4%. Тем не менее, не исключено, что к предстоящему голосованию «Лело» предстанет перед общественностью в новом формате, летом лидеры политической силы заявили о готовности создать коалицию.
Эксперты оценивают шансы партии неплохо, напоминая о том, что почти половина избирателей сегодня находится в поиске альтернативной политической силы, не имеющей отношение ни к «Единому национальному движению», ни к «Грузинской мечте».