Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Автор — Ани Аветисян
Стремительно ухудшающиеся отношения России и Армении в последние недели приняли новый оборот: пропагандистские каналы Кремля открыто ополчились на Армению и, в частности, на ее лидера Никола Пашиняна.
По мнению российского «Первого канала», премьер-министр Армении Никол Пашинян, согласно названию передачи от 23 октября, является «предвестником беды». Часовая передача была целиком посвящена критике Пашиняна с акцентом на то, что он продал или продает свою страну Западу.
Это стало продолжением тенденции, наметившейся в последний год, когда о давно существующей напряженности в отношениях между Россией и Арменией все чаще прямо заявляют СМИ и официальные лица обеих стран.
В нем также повторяется утверждение, ставшее центральным в российской критике лидера Армении, — обвинение Азербайджана в нападках на Пашиняна в признании территориальной целостности Азербайджана, включающей Нагорный Карабах. Эта позиция прямо противоположна армянским заявлениям, часто выдвигаемым Пашиняном, о бездействии российских миротворцев и России в регионе после нападений Азербайджана на армянскую территорию в 2022 году.
«Не наша вина, не наша проблема», — заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, когда армяне Нагорного Карабаха бежали из региона.
Но если взаимные обвинения в ответственности за нападения Азербайджана на Армению и Нагорный Карабах стали обычным делом, то после сдачи Нагорного Карабаха послания России усилились.
20 сентября пророссийский блогер Мика Бадалян призвал армян присоединиться к антиправительственным акциям протеста на улицах Еревана, предупредив, что в противном случае они станут «участниками» «геноцида» армян Нагорного Карабаха. Среди тех, кто поделился этим текстом, были известный кремлевский пропагандист, главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян и журналист Владимир Соловьев.
Неофициальные государственные пропагандисты России, как водится, высказывают самые крайние и провокационные позиции. Так, Симоньян в сентябре предложила Пашиняну покончить жизнь самоубийством за то, что он «подарил» Нагорный Карабах Азербайджану и «продал свой народ за мизерную пенсию».
Впрочем, подобные идеи были поддержаны и кремлевскими чиновниками.
Так, 19 сентября глава Совета безопасности России, бывший президент Дмитрий Медведев заявил, что судьба Армении была «предсказуема», возложив вину за поражение Азербайджана в Нагорном Карабахе на Пашиняна.
«Он решил обвинить Россию в своем бездарном поражении. Затем он отдал часть территории своей страны. Потом он решил заигрывать с НАТО, а его жена демонстративно поехала к нашим врагам с печеньем», — написал Медведев, имея в виду официальный визит жены Пашиняна на Украину.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров во время нападения на Азербайджан аналогичным образом заявил, что Армения вступила в союз с Западом против России, утверждая, что Запад виноват в «дестабилизации» Южного Кавказа.
Новый посыл, по-видимому, был сознательно скоординирован.
Вскоре после нападения Азербайджана независимое российское СМИ в эмиграции Meduza обнародовало подготовленную в Кремле инструкцию для российских государственных СМИ, в которой содержались указания по освещению нападения Азербайджана.
Основная директива заключалась в том, чтобы возложить вину на Армению и ее отношения с Западом, подчеркнув, что Армения признала Нагорный Карабах частью Азербайджана.
«Вероятно, на премьер-министра Армении было оказано давление со стороны его западных «партнеров», которые должны в полной мере разделить ответственность за последствия», — говорилось в документе.
В инструкции повторялись тезисы Кремля о том, что решение Армении «радикально изменило статус Карабаха» и дало Баку «зеленый свет» на действия, поскольку вопрос превратился во «внутренний территориальный» конфликт.
В беседе с российскими СМИ во время сентябрьской атаки Азербайджана пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков повторил эту мысль, заявив, что «де-юре» военные действия ведутся «на территории Азербайджана», и Россия, соответственно, не может вмешиваться.
Другое независимое СМИ, газета «Верстка», утверждает, что депутатам российского парламента также было дано указание осудить Пашиняна за военные действия и преуменьшить последствия для мирного населения. Анонимный депутат рассказал «Верстке», что в ответ на антироссийскую позицию Еревана им было приказано сделать Пашиняна «козлом отпущения» в своих комментариях.
Илья Яблоков, преподаватель цифровой журналистики и дезинформации в Шеффилдском университете, сказал OC Media, что Москва явно стремится «разрушить» репутацию Пашиняна, представляя его как антироссийский актив в руках Вашингтона, а не как пророссийский актив под контролем Москвы.
«Злой, злопамятный и мстительный»
Яблоков утверждает, что кремлевская пропаганда направлена против Никола Пашиняна с 2018 года, и что нынешний тон и траектория пропаганды, учитывая ход событий, «не удивительны».
Пашинян пришел к власти в 2018 году в результате «бархатной революции» в Армении, а Москва последовательно осуждает «цветные» революции — мирную смену власти — в бывших советских республиках. Изначально Москва и Ереван поддерживали несколько дружественные отношения, однако кремлевская пропаганда быстро начала ассоциировать Пашиняна с Джорджем Соросом и утверждать, что Запад поддержал революцию.
Ричард Гирагосян, руководитель ереванского аналитического центра «Центр региональных исследований», считает, что такое отношение России не обязательно характерно только для Армении, поскольку страна становится «все более злой, мстительной и злопамятной» по отношению ко всем своим соседям. Однако он добавляет, что Армения «остается раздражителем» для Москвы с 2018 года.
Яблоков полагает, что главный редактор RT Маргарита Симоньян, тем не менее, также испытывает личную антипатию к Пашиняну, периодически нападая на него на основании своих личных взглядов, которые в основном совпадают с политикой Кремля.
Армения зависит от России не только в плане безопасности, но и в экономическом плане: большая часть стратегической инфраструктуры Армении, от железных дорог до газораспределения, принадлежит российским компаниям, а большинство крупных армянских горнодобывающих компаний — российским бизнесменам.
Когда отношения между странами ухудшаются, Россия использует это как рычаг давления, запрещая импорт некоторых видов продукции, являясь основным покупателем ряда армянских товаров. В связи с последними событиями некоторые в Армении призвали правительство национализировать «Газпром Армения», управление железными дорогами страны и армянскую атомную электростанцию.
Дополнительным фактором, разжигающим словесную войну между Арменией и Россией, стала ратификация Арменией в начале октября Римского статута Международного уголовного суда (МУС), который потенциально обязывает страну арестовать президента России Путина, если он когда-либо прибудет в страну.
В то время как Москва осудила ратификацию Статута как «враждебный шаг», который будет иметь «самые негативные последствия» для отношений двух стран, армянские юристы заявили, что международные механизмы позволят им обойти постановление Международного уголовного суда.
2 ноября вице-спикер парламента Армении добавил, что Армения предложила двум странам подписать соглашение, которое исключит применение Арменией решений МККК, касающихся обеих стран.
Мы предложили это, ответа не получили, но до вступления в силу еще есть время, и я надеюсь, что будет прогресс», — сказал Акоп Аршакян.
[Подробнее: Армения ратифицирует Римский статут, несмотря на предостережения России]
Однако премьер-министр Армении Никол Пашинян прямо связал заинтересованность Армении в ратификации конвенции с Россией, отметив неспособность возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности вмешаться в ситуацию, когда Армения подверглась нападению со стороны Азербайджана, и общую «неэффективность» договоров, на которые Армения полагается в вопросах своей безопасности.
В дни, последовавшие за нападением Азербайджана на Нагорный Карабах, тысячи людей провели акцию протеста перед посольством России в Ереване, заблокировав входы в посольство и заставив МИД России направить в Ереван ноту протеста в связи с протестами и нарушением «нормальной работы» посольства.
Некоторые представители армянской оппозиции, однако, критикуют антироссийскую позицию Пашиняна, обвиняя его в том, что он «объявил войну России», но при этом «боится» воевать с Азербайджаном.
«Пока не предпринимают действий»
Ричард Гирагосян отмечает, что Россия пока не настроена на прямое вмешательство в дела Армении.
Он подчеркивает, что реакция России на ситуацию в Армении остается вербальной и ограничивается официальными лицами низшего звена: чаще всего о своем недовольстве заявляют представители МИДа и администрации президента.
«Если бы гнев России на Армению был действительно серьезным кризисом, то Москва предпринимала бы действия, а не просто делала гневные заявления», — говорит Гирагосян. Более того, если президент Путин не комментирует и не критикует, то это не кризис».
Гирагосян добавляет, что активное вмешательство России в армянскую политику маловероятно и не нужно.
«Армянская оппозиция неоднократно обращалась к России за поддержкой и поддержкой, и каждый раз получала отказ», — говорит Гирагосян. «Если бы и был более подходящий момент для того, чтобы Россия поддержала оппозицию и попыталась свергнуть армянское правительство, то это произошло бы сразу после шока от поражения в 2020 году».
Однако Яблоков считает, что Кремль не отличается «последовательностью» в своих позициях и пропаганде, то есть он может и будет поддерживать революцию в той или иной стране, если это будет отвечать его интересам.
На нынешний подход России к Армении также сильно повлияло ее вторжение на Украину, считает Гирагосян. В ряде случаев Россия не отреагировала на военные эскалации между Арменией и Азербайджаном и в Нагорном Карабахе, и «даже унижение российских миротворцев со стороны Азербайджана» не вызвало существенной реакции.
Запланированная на этот год оружейная сделка между Ереваном и Москвой также сорвалась: Россия задолжала Армении оружие и боеприпасы на сумму 400 млн. долл.
После бездействия Москвы во время вторжения Азербайджана и сентябрьской войны 2022 года Армения начала наносить более прямые ответные удары.
[Подробнее: Армения обвинила Россию в «абсолютном безразличии»].
В то время как МИД Армении в августе обвинил Россию в «абсолютном безразличии», Пашинян косвенно, но метко заявил, что «некоторые партнеры» нарушили нормы «дипломатических, межгосударственных отношений», этики и свои обязательства, закрепленные в двусторонних договорах. Учитывая, что Россия является основным партнером Армении в сфере безопасности, было очевидно, кому адресованы эти высказывания.
Официальная антипатия значительно обострилась 24 октября, когда Армения вызвала посла России для обсуждения антипашиняновской передачи, а на следующий день Россия вызвала поверенного в делах Армении.
Армения также все чаще выбирает западных посредников для переговоров с Баку, отказываясь принимать участие в инициированных Россией переговорах и встречах СНГ, что еще больше усиливает напряженность в отношениях между двумя странами.
Учитывая недавние военные потери как России, так и Армении, пока неясно, к каким действиям может привести растущий антагонизм.
Хотя резкие изменения в отношениях Армении и России представляются маловероятными, наблюдатели отмечают, что Армения явно выбрала путь отхода от России в пользу углубления отношений с Западом с очевидной целью избавиться от зависимости от страны, которая ранее была ее главным союзником.
Обращения OC Media за комментариями к властям Армении и России остались без ответа.