Когда ты грузин, то ты с молоком матери впитываешь определенные предубеждения относительно выходцев из конкретных регионов страны. Например, имеретинцы славятся своим выдающимся чувством юмора, сваны – суровостью и физической силой, мегрелы какой-то хитринкой, особым складом ума, а рачинцы или рачвелы невероятной добротой и некоей медлительностью или ленностью что ли.
Впрочем, миф о выходцах из высокогорного региона Рача не выдерживает проверки на прочность после изучения биографии Григола Кобахидзе.
Григол родился в 1883 году в селе Тхмори Амбролаурского района в крестьянской семье. Читать и писать его научил сельский священник. Маленький Гиго, так его называли родные, был очень любознателен и талантлив, у него были отличный слух и голос. Только вдумайтесь, в десятилетнем возрасте он уходит из дома и пешком отправляется из Рачи в Боржоми, это около 200 километров. Целеустремленный ребенок начинает работать на стекольном заводе, где к тому моменту уже был трудоустроен его старший брат. За четыре года маленький Гиго осваивает все существующие на фабрике технологии и даже внедряет свои. Его идея позволяет увеличить объемы производства.
Талант, как известно, не может остаться незамеченным. Управляющий фабрикой, немец по фамилии Шуман, представляет Кобахидзе владельцу Константину Мухран-Батони. В последующие годы он работает в Тбилиси, в Одессе и на стекольном заводе в Константиновке, где уже 20-летний молодой человек обнаружит новые способности и дополнительный источник дохода.
Благодаря атлетическому телосложению Григол Кобахидзе начинает заниматься борьбой, участвует в турнирах и соревнованиях, зарабатывает деньги. Жизнь в Констаетиновке во многом станет для Кобахидзе судьбоносной. Во-первых, здесь он встретит свою будущую супругу, а также сблизится со своим компаньоном Евгением Игнатьевым, с которым ему предстоит построить в США стекольную империю.
Кажется, все возможности на месте уже исчерпаны и в 1907 году Кобахидзе решается на переезд в Германию, затем в Великобританию. В Лондоне будущий миллионер устраивается простым рабочим на стекольный завод и быстро получает повышение. Параллельно Кобахидзе продолжает заниматься борьбой, выступает в цирке и вскоре зарабатывает достаточно денег для того, чтобы перевести к себе жену. История умалчивает что именно заставило молодого человека уехать из Великобритании. Поговаривают, что у Кобахидзе появились недруги. В любом случае, он решает строить новую жизнь в Новом свете, ему 26 лет.
В 1909 году Григол Кобахидзе приехал в Нью-Йорк. В то время в Соединенных Штатах Америки уже проживало значительное количество грузин, в том числе выходцев из Рачи. Земляки помогли Григолу устроиться на месте, работа на дядю, как принято сегодня говорить, продлится 9 лет. Все это время будущий миллионер будет собирать деньги на собственное предприятие.
Час пробил в 1919-м году. За плечами у Джорджа Коби, так его теперь называют американские друзья, 10 лет эмиграции, патент на автоматическую пишущую ручку и малый бизнес по торговле канцелярскими товарами.
Вскоре Коби открыл крупную фабрику в городке Эттлборо, штат Массачусетс, три года спустя The Coby Glass Products Company уже на слуху в всей Америки.
Завод выпускал оконные стекла, строительные перегородки, медицинскую, химическую, лабораторную продукцию и десятки других наименований. Изделия, Coby Glass Products Company были признаны одними из лучших благодаря личной вовлеченности бизнесмена и постоянном совершенствовании технологии производства. Среди самых известных изобретений грузинского миллионера, водостойкий бетон и сверхтвердый стеклянный блок, они используются при строительстве небоскребов.
В 1929 году оборот компании составил 15 млн долларов (сегодняшний эквивалент примерно 204 млн. долларов) с 4 миллионами чистой прибыли (где-то 54 млн. сегодня). Затем были 10 лет «Великой депрессии» — мирового экономического кризиса, Coby Glass обанкротилась, соучредитель компании Евгений Игнатьев покончил с собой, а Кобахидзе попрощавшись с целым состоянием, не потерял надежду и вновь занялся канцтоварами. «Великая депрессия», между тем, сменилась Второй мировой войной.
Благодаря поддержке американского правительства, а они выделили 2 млн. долларов, Джордж Коби разворачивает военное производство. В городе Патакет он открыл новый завод, где были трудоустроены 300 рабочих. Большим спросом пользовались новоизобретенные стеклянные ампулы для инъекций. По просьбе соотечественника Александра Картвелишвили, Джорж Коби также участвовал в производстве сверхпрочного стекла для пилотных кабин самолетов. После войны фабрика Коби вернулась к мирному направлению. Коби начал изготавливать елочные игрушки, создал электросвечи, наполненные химическим раствором, после включения в электросеть цветные пузыри начинали двигаться. Позже он стал изготавливать свечи из цветного стекла.
Я специально приберегла на конец ту часть, которая связана с Грузией. Всю свою жизнь Григол Кобахидзе не терял связи с родиной. Он с восхищением приветствовал независимость, а после советизации Грузии вел переговоры с властями по строительству стекольного завода. В 1925 году, во времена НЭПа миллионер приехал в Грузию и прошел путь, который преодолел, будучи мальчиком 33 года назад. Он построил дом семье, которая когда-то приютила его на ночь, привез подарки на сумму в 10 тысяч рублей, которые обещал маме еще маленьким. Кобахидзе построил в своем родном селе школу, аптеку, два моста, церковь, дом для священника, открыл торговые предприятия, он помогал нуждающимся не только в своем селе и регионе. К нему обращались со всех уголков Грузии. Во второй и в последний раз Кобахидзе приехал домой в 1928-м году, когда свернули НЭП. Он был в Раче, когда из Тбилиси к нему срочно приехал племянник, принесший недобрую весть. Коммунистические власти собирались арестовать миллионера-мецената, Григол Кобахидзе спешно покинул страну и больше никогда не возвращался.
Тем не менее он делал все, что мог для Грузии и грузин, помогал эмигрантам, тесно общался с соотечественниками. Известна история, как он получил заказ от другого разбогатевшего в Америке грузина – основателя парфюмерной фирмы Георгия Мачабели. Коби изготовил флакон в форме короны для аромата «Королева Грузии», который сегодня очень ценится у коллекционеров.
Джордж Коби умер в возрасте 84 лет и несмотря на большой капитал, наследников не оставил. За свою жизнь он запатентовал более 60-ти изобретений. Его предприятие перешло к братьям-итальянцам по фамилии Паглис. Как рассказывал биограф Коби его однофамилец Гиви Кобахидзе, в 1980-е годы на стене у братьев все еще висел портрет отца-основателя, маленького мальчика из грузинской глубинки, который никогда и ничего не боялся.
Подпишись на нас в соцсетях:
URL: https://sovanews.tv
Facebook: https://www.facebook.com/sovanews/
Instagram: https://www.instagram.com/sovanews.tv/
Twitter: https://twitter.com/sovanews