Энергетические проблемы Абхазии остаются в центре внимания в Сухуми. Вопрос вынуждает местные политические силы искать нетривиальные пути решения. В условиях финансовых трудностей и отказа России от бесплатных поставок электричества в оккупированный регион, де-факто власти предлагают сдать перепадные ГЭС в аренду частным инвесторам с целью их восстановления. Ведь у самого Сухуми финансов на это нет. Однако многие считают: такая сделка не соответствует интересам абхазского народа, поскольку «правительство» готово сдать объекты потенциальным арендаторам на 49 лет, чтобы получать лишь 20% от всей генерации.
Условия считают «антигосударственными», в частности, в организации «Аруаа», объединяющей ветеранов войны 1992-1993 годов. Но их самих обвинили в аналогичных действиях после предложения лидера движения Темура Гулия передать каскад из четырех перепадных гидроэлектростанций Тбилиси.
Грузинская сторона давно предлагает взять на себя ремонт каскадов. Еще в 2021 году об этом заявлял гендиректор «Ингури ГЭС» Леван Мебония. Он тогда объяснял, что перепадные станции находятся на балансе Тбилиси, который готов провести необходимые ремонтные работы, требующие многомилионных инвестиций.
В условиях общенациональной потребности в электроэнергии на такое предложение следует соглашаться и начинать сотрудничество, считает Гулия, ведь «электричество необходимо всем». По словам оппозиционера, сотрудничество Тбилиси и Сухуми по «Ингрури ГЭС» – «особый случай».
«Хочу напомнить, что после Отечественной войны народа Абхазии, учитывая особое уникальное географическое положение Ингур ГЭС, Абхазская и Грузинская стороны должны были сотрудничать в вопросе энергетики и это был особый случай! Электричество нужно всем. Тогда была достигнута устная договоренность – 60% Грузинской стороне от выработки и 40% Абхазской. Грузинская сторона взяла на себя обязательства обслуживать станцию, делать ремонт, платить заработную плату, так как у них соответственно на 20% больше чем у нас. B 1993 году была устная договоренность, что Ингур ГЭС останется вне политики, и с тех пор стороны, по максимуму старались обходить политические вопросы в деятельности самой мощной гидроэлектростанции в Европе. Тогда, в интересах простых граждан Абхазии подход был государственный», — отмечает Гулия.
Абхазия на грани тьмы: расплата вместо оплаты долгов за электричество
Аренду и эксплуатацию перепадных гидроэлектростанций можно «доверить» и российским инвесторам, подчеркивает он, но ключевой вопрос: будет ли это «в интересах народа», ведь «новые инвесторы почему-то готовы дать Абхазии всего 20% энергии от выработки», в то время как «вражеское государство» в лице остальной Грузии – вдвое больше.
«В этой ситуации мы испытываем испанский стыд. Иначе как объяснить, что Грузия дает нам 40% от выработки энергии, а новые инвесторы по совместительству патриоты всего 20%?! Надеюсь, что депутаты Парламента, которые считают себя государственниками и патриотами, не поддержат такой коррупционный и антинародный проект!!! Договариваться сегодня на меньшие условия, чем Владислав Ардзинба договорился сразу после войны с Грузией – недопустимо!!!», — заявил Гулия.
Эти заявления, впрочем, стали предметом жесткой критики со стороны политической партии «Амцахара». По их словам, передача перепадных ГЭС в каком-либо виде грузинской стороне будет означать признание Абхазией «юрисдикции Республики Грузия над своей собственностью, территорией и инфраструктурой».
«За такую возможность грузинская сторона готова будет дать и 100% мощностей, лишь бы получить от нас возможность контролировать всю находящуюся за каналом часть Галского района и всю энергосистему Абхазии. Вынуждены отметить, что в «Аруаа» в пылу политической борьбы, не разбирая катастрофических последствий, готовы подарить врагу инфраструктуру, территорию и суверенитет Республики Абхазия», -– сказано в распространенном заявлении.
В НПО «Аруаа» такую реакцию оценили как путь политических инсинуаций и манипуляций, поскольку совместное использование находящихся на территории Абхазии станций до сих пор не вызывало вопросов о потере юрисдикции.
«Что касается заявления Темура Гулия, напоминаем, что он не предложил осуществить ремонт перепадных ГЭС за счет средств банков Европы – ремонтные работы по реконструкции станции, дорог, канала, включая первую перепадную, на территории Республики Абхазия, как это делалось все последние 30 лет и это не вызывало протестов со стороны ныне действующих руководителей Абхазии. Предложение Темура Гулия состоит в том, чтобы договором предусматривалось предоставление нашему государству 50% выработанной электроэнергии по цене ноль рублей и именно это и не устраивает олигархические круги и ныне действующую власть, вставшую на путь обдирания народа за счет повышения тарифов на электричество», – говорится в заявлении.
[áмбави] Побег в Очамчире: Путин спасает флот от Украины и ставит под удар Абхазию
Несколько абхазских организаций выразили поддержку инициативе Гулия и обвинили действующие де-факто власти в разрушении «стратегической отрасли». По их мнению, все это является «продолжением беспрецедентной торговли всем, чем только может заинтересоваться иностранный олигархат».
«Сообщаем патриотам из ПП «Амцахара», что именно грузинской стороной были привлечены значительные кредитные средства на ремонт первой перепадной ГЭС и реконструкцию. Благодаря чему она сегодня успешно работает, что позволяет неизвестным вам вашим соратникам успешно заниматься на её территории незаконным майнингом криптовалюты.
Вырабатываемое электричество на данной станции, также распределяется по известной схеме 40/60. При этом Первая ГЭС находится под фактическим и юридическим контролем Абхазии. Повторить подобную схему на оставшихся трех ГЭС и предложил руководитель «Аруаа» Гулия Темур. Не искать инвестора, не обманывать и не лишать народ Абхазии собственности. Просто, отремонтировать станции и пользоваться их генерацией не вкладывая ни одного рубля, не передавая элементы стратегической отрасли в частные руки», – отмечается в совместном заявлении нескольких организаций.
В том же контексте отмечается, что передача перепадных в любой форме грузинской стороне не подразумевает признание де-факто властями Сухуми юрисдикции Тбилиси над своей собственностью, территорией и инфраструктурой. В качестве подтверждения этому служит перепадная ГЭС-1.
Еще два года назад «Ингури ГЭС» находилась на техническом обслуживании, которое было проведено грузинской стороной под руководством Левана Мебония. Тогда, как говорят защитники позиции Гулия, не возникало никаких протестов. В ремонтных работах участвовало 550 человек. Общая стоимость ремонта электростанции оценивалась в 45 млн евро, из которых 7 млн были предоставлены в форме гранта Еврокомиссией для Грузии. Европейский банк реконструкции и развития выделил 38 млн евро в виде кредита на эти работы.
В осенне-зимний период в Абхазии возникает энергодефицит и многие годы его возмещали за счет поставок из России. Но 17 ноября истек срок последнего оплаченного перетока, а Москва потребовала оплаты. На пороге зимы регион оказалась перед риском жестких веерных отключений. «Если не будет никакого перетока, у нас график будет 50/50 – 12 часов свет будет, 12 часов света не будет. На большее вырабатываемой Ингур ГЭС электроэнергии не хватит», — предупредил гендиректор «Черноморэнерго» Тимур Джинджолия.
В Абхазии многие считают, что Москва таким образом оказывает давление на Сухуми, чтобы прибрать к рукам энергетическую систему региона. Требуя денег, которых у самопровозглашенной республики нет, страна, позиционирующая себя как покровительница, вынуждает абхазов передать российскому бизнесу стратегические объекты. Как становится известно из открытых источников, де-факто правительство все же сдаст в аренду три гидроэлектростанции, входящие в состав комплекса «Ингури ГЭС».
В такой критической ситуации некоторые политические акторы увидели выход в сотрудничестве с Тбилиси, который способен помочь в решении жизненно-важных проблем. Ведь, по оценкам Института исследования демократии DRI, российское давление и экономическая аннексия приведут к тому, что уже к маю 2024 года Москва, вероятно, окончательно будет контролировать такие ключевые объекты, как аэропорт, электростанции и недвижимость в оккупированном регионе.