Комплименты – это приятно. Особенно, когда вы получаете их от приятного вам человека и когда за этими словами не чувствуете опасности. Грань между «дружелюбной манерой общения» и насилием очень тонка. Если таксист ночью в закрытой машине на окраине города говорит что-то о вашей внешности – это «просто комплимент» или уже нарушение личных границ и потенциальная угроза? А если шеф настойчиво уговаривает пойти на свидание и угрожает увольнением в случае отказа – это «романтика» или все же домогательство?
Харассмент – относительно новое понятие. В переводе с английского harassment – домогательство. Но на деле термин включает себя намного больше. Это может быть нежелательное и оскорбительное поведение в различных сферах жизни: на работе, на учебе, в общественных местах или в социальных сетях. Зачастую харассеры – люди, совершающие харассмент – чтобы добиться своей цели (сексуальный контакт или просто внимание), шантажируют жертву: угрожают увольнением, клеветой, физическим насилием.
Цивилизованное общество борется с этим, потому что подобное поведение и его оправдание нарушает права человека, ставя под угрозу безопасность и благополучие общества. Выбирая не обращать внимание на проблемы харассмента, общество выбирает жить в небезопасном и несправедливом мире. Чтобы донести эту мысль до людей в рамках социальной кампании по борьбе с харассментом осенью 2023 года в метро Тбилиси были расклеены баннеры:
«Если думаете, что до вас домогаются, обращайтесь».
На первой картинке изображен диалог между двумя коллегами-работниками в продуктовом магазине.
Девушка говорит: «Я больше не могу, мне уже страшно».
Парень, с ухмылкой на лице отвечает: «Что ты набиваешь себе цену, все равно не отстану от тебя».
На втором баннере главврач пристает к медсестре, она выражает нежелание, а после получает письмо об увольнении. И текст: «Сексуальное домогательство – это когда за сексуальные отношения предлагают повышение в должности, а в противном случае угрожают».
В рекламных баннерах также говорится, что домогательства на рабочем месте запрещены законом.
Соответствующие поправки были приняты парламентом Грузии в 2019 году. Изменения, внесенные, в том числе Трудовой кодекс, предусматривают штрафы в отношении лиц, виновных в нежелательном «сексуальном поведении». Эксперты отмечают: несмотря на то, что наказание выражено лишь в финансовых санкциях, а не более серьезных последствиях, сам факт существования в грузинском законодательстве определения «сексуальное домогательство» говорит об уже ведущейся «сверху» работе над проблемой.
«Снизу же», в обществе, и спустя четыре года после внесения поправок отношение к харассменту весьма несерьезное. Как отмечают в правозащитной организации Sapari («Защита»), масштабы проблемы в разных регионах разные. Кое-где могут быть люди, вовсе не знакомые с понятием «домогательство».
Харассмэн Рамишвили: девушки против медиаменеджера, власти Грузии – против девушек
C игнорированием этой проблемы столкнулась и Ирина. Девушка поделилась с SOVA своей историей, которая «скорее не о том, что ко мне приставали, а о том, что окружающие сочли это «в порядке вещей» и «особенностями грузинского менталитета».
«Человек вдвое старше меня [коллега] проявлял ко мне очень навязчивое внимание. Когда это были предложения подвезти или шоколадка время от времени – я относилась к этому спокойно. Потом он начал постоянно искать прикосновений, иногда маскировал их под случайные, иногда нет. Я начала его избегать, хотя в целом, мне казалось, что ситуация под контролем.
Через какое-то время он [на работе] позвал меня поговорить, предложил для этого зайти за угол здания, рядом с которым мы находились. Я, конечно, сказала нет, после чего он сам взял меня за руку и утащил. Я испугалась и попыталась вернуться обратно, в этот момент он прижал меня к себе, начал целовать, держал довольно крепко.
Я испугалась, потому что поняла, что, несмотря на возраст, это взрослый крепкий мужик, который при желании в целом сможет поступить как хочет. Я вывернулась и ушла оттуда, рассказала о ситуации непосредственному начальнику, а она рассказала директору.
Мой непосредственный начальник – девушка моего возраста. Она пришла в ужас, сказала, что это неприемлемо и что обязательно нужно рассказать, потому что это вопрос не только моей безопасности, но безопасности девушек в компании в целом. А вдруг это происходит еще с кем-то, но они не имеют возможности сказать?
После чего последовал звонок от директора, где он, снисходительно посмеиваясь, сказал, что «попозже расскажет мне об особенностях грузинского менталитета, и, что в целом ситуация не стоит паники». Он очень быстро и легко поверил в то, что все было именно так, как я описала. Но придавать значения ситуации не счел нужным. Человек не был уволен, не был наказан. За ситуацией не последовало абсолютно ничего».
Исследование: 34% госслужащих в Грузии подвергались сексуальным домогательствам
Спустя время девушка узнала, что была не единственной жертвой «особенностей грузинского менталитета» своего коллеги. И такое поведение объяснялось неким традиционным укладом в обществе. В организации Sapari этот феномен объясняют наличием стереотипов и стигм в грузинском обществе. В рамках патриархального уклада и глубоко укоренившихся гендерных норм вину часто возлагают на женщину, даже если она является жертвой. При этом сами женщины зачастую недостаточно осведомлены о своих правах и находятся в экономической или психологической зависимости от мужчин.
Sapari считает, что мужчины, ведущие себя неподобающим образом, должны сталкиваться с последствиями, предусмотренными законом. Это и послужит сдерживающим фактором.
Примечательно, что вопрос гендерного равенства и борьбы с насилием в отношении женщин был среди рекомендаций, выполнение которых позволит Грузии сблизиться с ЕС. Еврокомиссия опубликовала список 17 июня 2022 года, когда отказала Тбилиси в предоставлении статуса кандидата на вступление в ЕС. Тогда в Брюсселе пообещали, что, выполнив требования, Грузия сможет рассчитывать на статус. Девятый пункт рекомендаций гласил, что правительству необходимо «особенно консолидировать усилия по укреплению гендерного равенства и борьбе с насилием в отношении женщин».
Почти полтора года спустя, когда в начале ноября 2023-го Еврокомиссия призвала страны ЕС все-таки предоставить Тбилиси статус кандидата, был опубликован обновленный перечень рекомендаций. Часть из девяти новых приоритетов повторяла те, что содержались в 12-пунктном документе от июня 2022 года, но вопроса гендерного равенства и насилия в отношении женщин среди них не оказалось.