Спустя месяц после убийства российскими военными гражданина Грузии Тамаза Гинтури – он был застрелен в селе Кирбали на линии оккупации Южной Осетии – в СМИ появилась информация об очередном трагическом инциденте, произошедшем на неподконтрольной Тбилиси территории. 9 декабря в Абхазии, предположительно, в результате насилия со стороны местной милиции скончался 44-летний гражданин Грузии Темур Карбая.
По имеющейся информации, правоохранители остановили мужчину для проверки документов, но затем задержали его и жестоко избили. Карбая был доставлен в больницу в Сухуми, но медикам не удалось его спасти – полученные травмы оказались несовместимы с жизнью. Гражданин Грузии умер, не приходя в сознание.
«Он был растерзан – ребра, кости переломаны… Он впал в кому и скончался в больнице… Пока мы больше ничего не знаем. Ни того, состоялась ли экспертиза, ни того, начато ли расследование. Знаем лишь, что он шел по улице и был задержан. Говорят, его избивали три человека», — рассказала Радио Свобода родственница погибшего.
Имена тех, кто, предположительно, совершил преступление, опубликовал грузинский телеканал Formula. По информации журналистов, в Гали были задержаны десять сотрудников правоохранительных органов, включая представителей т. н. «криминальной милиции». Среди задержанных – люди с фамилиями Квеквескири, Заракуа, Ткебучава и Абшилава. На момент публикации данной информации все задержанные находились в следственном изоляторе Сухуми. Но позже местные жители сообщили, что видели, как один из них – Алик Заракуа – разъезжает на собственном автомобиле по улицам Гали. Они убеждены: задержанные были освобождены в обмен на крупную сумму денег.
Источники SOVA, непосредственно знакомые с Аликом Заракуа, рассказали, что в городе он славится своим агрессивным поведением: «Он отлавливал молодых парней и вымогал деньги».
Трагедия в Кирбали: освобожденный из Цхинвали Дотиашвили – о деталях убийства Тамаза Гинтури
Версия де-факто МВД Абхазии
Де-факто власти Абхазии пока хранят молчание. Свой единственный комментарий т. н. МВД сделало лишь после запроса информационного агентства «Аиашара». Ведомство заявило, будто житель Гали пытался самостоятельно нанести себе увечья в изоляторе временного содержания. Причем, произошло это за два дня до его смерти.
«6 декабря текущего года в результате реагирования на поступившее телефонное сообщение в ОВД по Галскому району о том, что в районе городского рынка г. Гал некий гражданин в нетрезвом состоянии пристает к гражданам и выражается нецензурной бранью, выездом оперативной группы на место происшествия, примерно в 16.30 часов, в дежурную часть РОВД был доставлен Карбая Виталий Иванович, 30.08.1979 года рождения, проживающий в с. Царча Ткуарчалского района».
По информации де-факто МВД, мужчина «продолжил выражаться нецензурной бранью в адрес сотрудников милиции, на замечания не реагировал».
«После проверки личности и записи о доставлении Карбая В. И. был водворен в ИВС ОВД по Галскому району, где вел себя буйно и пытался нанести себе увечья, в связи с чем, был транспортирован в районную больницу для медикаментозного вмешательства».
Правоохранительные органы утверждают, что рано утром 7 декабря «после проведенной профилактической беседы» Карбая был отпущен. Далее агентство «Аиашара» сообщает: «По имеющейся впоследствии информации, гражданин Карбая В.И. скончался в ЦРБ города Сухум 09.12.2023 г. куда был доставлен накануне из больницы г. Гал. В медучреждение г. Гал Карбая обратился в связи с плохим самочувствием».
В заявлении де-факто МВД Абхазии отсутствует упоминание о факте избиения Карбая. Молчит ведомство и по поводу того, задержаны ли лица, подозреваемые в избиении мужчины. Сообщается лишь, что по факту смерти «соответствующими службами проводится проверка».
Что пишут абхазские СМИ
Изначально информация о трагедии стала распространяться в абхазском информационном пространстве. Telegram-каналы писали о том, что житель Гали «попал под горячую руку милиционеров».
«В результате словесной перепалки трое силовиков оказали физическое воздействие на Т.Карбая, попросту говоря жестоко избили его. Пострадавшему стало так плохо, что понадобилась госпитализация в Сухуме, где он умер, не приходя в сознание. Cам Т.Карбая имел проблемы с законом по обе стороны р. Ингур и попадал в поле зрения абхазских и грузинских правоохранителей», – пишет «АБХАЗИЯ-Центр».
«Нужная газета» назвала произошедшее «милицейским беспределом»:
«В Ткуарчалском районе в селе Царча 9 декабря в результате конфликта возникшего между сотрудниками милиции Галского района и жителем Ткуарчалского района Темуром Карбая, последний был задержан и «избит до смерти». Карбая был доставлен в больницу, в состоянии комы, а затем скончался. По неуточненным данным поводом для конфликта и задержания стала проверка документов».
Анонимные источники сообщили «Нужной газете», что такой беспредел в отношении мужчин – не редкость. Они признаются, что молодежь боится выходить из дому, поскольку каждая случайная встреча с силовиками заканчивается либо вымогательством (10-20 тысяч рублей – порядка 100-200 долларов), либо избиением «до полусмерти».
«Мы с трудом по крупицам восстанавливали ситуацию в этом крайне сложном районе почти 30 лет. И вот опять столкнулись с полным милицейским беспределом и просто не знаем, что делать. Люди боятся говорить. Милиция покрывает своих, в прокуратуре делают вид, что ничего не произошло, правозащитные организации бездействуют», – сетует сотрудница администрации района, которая тоже, по понятным причинам не желает оглашать свое имя. Боятся заявлять о преступлении и медработники Галской и Сухумской больниц, которые видели, в каком состоянии поступил в больницы из ИВС Карбая, бояться обращаться к правосудию и родственники убитого», – цитирует своих источников издание.
Газета считает, что отчаяние местных жителей является обоснованным. Журналисты приводят в пример случай с убийством Анзора Тарба. Летом 2019 года он был задержан по подозрению в употреблении наркотиков. Во время содержания под стражей мужчина подвергся физическому насилию, в результате чего скончался.
Сейчас, по информации «Нужной», де-факто МВД готовит базу для невиновности своих сотрудников:
«Никаких действий, направленных на задержание сотрудников УР Галского района, не предпринято, уголовное дело не возбуждено. Не проведена судмедэкспертиза. Информация о совершенном преступлении замалчивается – правоохранители ждут захоронения. Из неофициальных источников стало известно, что представитель МВД прибывший в Гал из Сухума посоветовал своим коллегам «не высовываться» и пообещал, что делу не будет дан ход».
Они пережили российский плен: Олег Сенцов, Важа Гаприндашвили, Темур Кигурадзе
Реакция Тбилиси
Подобно Сухуми, молчание на высоком уровне хранят и в Тбилиси. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили, к примеру, пока никак не прокомментировал убийство гражданина Грузии. Зато на трагедию отреагировала президент Саломе Зурабишвили, не раз обвинявшая действующую исполнительную власть в слабой внешней политике и несостоятельной политике в отношении оккупированных регионов.
«Жестокое избиение местной милицией, приведшее к смерти еще одного гражданина Грузии Темура Карбая в оккупированной Абхазии, – трагическое напоминание о вопиющих нарушениях элементарных прав человека на оккупированных Россией территориях. Печальная 75-я годовщина (Дня прав человека, — прим. ред.)!», — написала президент Грузии.
Впрочем, похожий месседж прозвучал и из уст спикера парламента Шалвы Папуашвили – также члена правящей партии. Выразив соболезнования семье погибшего, он заявил, что трагедия в Гали еще раз указывает на то, насколько важно, «чтобы оккупация закончилась как можно скорее».
«Сегодня, в День прав человека, особенно важно взглянуть с точки зрения того, что оккупация подразумевает не только нарушение территориальной целостности Грузии, но, прежде всего – попрание прав человека в регионах, которые находятся под оккупацией. Это – зона, которая, среди прочего, признана Страсбургским судом находящейся под эффективным контролем России».
Омбудсмен Грузии Леван Иоселиани ответственность за смерть Карбая возложил на Россию. Он призвал грузинские власти, а также международные правозащитные и мониторинговые организации приложить максимум усилий для обеспечения эффективного расследования инцидента и наказания виновных. Иоселиани, при этом, напомнил, что до сих пор не привлечены к ответственности убийцы четырех других граждан Грузии, погибших в условиях оккупации – Давида Башарули, Гиги Отхозория, Арчила Татунашвили и Ираклия Кварацхелия. И именно эта безнаказанность «подвергает жизни граждан Грузии особой опасности».
В оппозиции уже призывают включить фигурантов нового кейса в «список Отхозория-Татунашвили». Этот документ предполагает осуществление правительством соответствующих мер в отношении обвиняемых в убийствах, похищениях, пытках и бесчеловечном обращении с гражданами Грузии на оккупированных территориях, а также в сокрытии этих преступлений. Список назван по именам Гиги Отхозория, застреленного в 2016 году на КПП на административной границе Абхазии местным «пограничником», и Арчила Татунашвили – он скончался в феврале 2018-го после пыток в цхинвальском изоляторе.
Парламентская оппозиция уже предложила внести в повестку дня проект резолюции по факту смерти Темура Карбая. Депутат Хатия Деканоидзе заявила, что это бы дополнило документ, подготовленный в связи с убийством Тамаза Гинтури. Но в правящей «Грузинской мечте» предложение не поддержали.
В свою очередь Служба государственной безопасности лишь сообщила об активации «горячей линии» при участии Миссии наблюдателей ЕС, добавив: в оккупированном Гали «ведется процесс поиска дополнительной информации».
Обоснованные сомнения? Почему грузины не верят в прямой диалог с Сухуми