Первого января абхазский Telegram-канал «Республика», ссылаясь на источник в администрации де-факто президента, заявил, что «антинародная власть» подготовила список активистов некоммерческих организаций с целью лишения их гражданства РФ. Процесс якобы лично контролирует Аслан Бжания и осуществляется МИДом и Службой безопасности самопровозглашенной республики.
На такое обвинение пресс-служба администрации выступила с ответным обвинением, указав на участившуюся практику распространения ложной информации оппозиционными интернет-ресурсами. Эта тенденция, по их словам, направлена на создание внутренней дестабилизации.
«Руководство и государственные органы управления Республики Абхазии не обладают полномочиями решения вопросов лишения гражданства других государств. Таким образом, очевидно, что упоминаемые сообщения никоим образом не соответствуют действительности и преследуют исключительно негативные, направленные на дестабилизацию цели».
Такой ответ популярные абхазские Telegram-каналы назвали «весьма странным», посчитав это тем случаем, когда попытка что-то опровергнуть наоборот вызывает еще больше вопросов. Ведь администрация Бжания, по сути, не опровергла наличия списков, предоставив в качестве основного «железного аргумента» отсутствие у них соответствующих «полномочий» для этого.
Госдача в придачу: Путин получил «Пицунду», несмотря на протесты абхазов
«Никто и не говорил, что у АП РА (администрации президента, — прим. ред.) или у Аслана Бжания есть полномочия лишать российского гражданства. Также, как и во времена репрессий у наших ретивых стукачей не было полномочий отправлять в Сибирь или на смертную казнь. Речь идет лишь о подаче информации куда надо. А система сама дальше разберется. Ну и потом, разве последнее интервью зампреда СГБ РА Заала Хварцкия не было наполнено таким содержанием. Кстати говоря, Хварцкия упоминал наших граждан, исключительно по политическим мотивам. То есть, пытался наводить тень на людей, которые критикуют власть», – пишет канал «Республика».
На фоне усиления протестов, связанных с передачей госдачи в Пицунде Российской Федерации, т. н. заместитель главы СГБ Хварцкия действительно обвинил представителей абхазского гражданского общества, включая НПО, в причастности к дестабилизации политической обстановки. Он отметил, что в Абхазии функционируют 23 неправительственных организаций и 10 представительств международных организаций, которые за последние три года получили около 2 млрд рублей (22 млн долларов) финансирования. Главным образом от UNDP (Программа развития ООН) – ключевой международной организации, функционирующей в Сухуми и получающей финансирование от USAID (Агентство США по международному развитию).
«Особую обеспокоенность СГБ вызывает то, что отдельные наши граждане, которые не стесняются озвучивать свою критическую позицию по ряду внутриполитических вопросов, по ряду вопросов, которые имеют критическое значение для абхазо-российских отношений, получают деньги непосредственно от UNDP. <…> Полагаем, что все это финансирование официально осуществляется на какие-то гуманитарные цели. Однако то, что люди, публично критикующие власть и затрагивающие вопросы, которые с большой долей вероятности могут негативно сказаться на динамике абхазо-российских взаимоотношений, получают деньги от недружественных и даже враждебных для нас институтов, заставляет задуматься. Т. е., согласно тому, что мы видим, иностранные деньги служат искажению общего информационного фона и дестабилизации внутриполитической ситуации в Республике Абхазия», – заявил Хварцкия.
В самих организациях гражданского общества подобные заявления рассматриваются как попытка ограничить право активистов выбирать то, в какой Абхазии они хотят жить. Все предпринимаемые де-факто правительством шаги, на их взгляд, направлены на переключение внимания с проблемы Пицунды.
Очамчире запаса: в сети появились снимки, как Россия строит базу ВМФ в Абхазии
Информация о списках остается официально не подтвержденной, но если это произойдет, возможен ряд неутешительных последствий, отмечает Telegram-канал «АБХАЗИЯ-Центр».
«Технически это удобное решение: можно запретить въезд в Россию через Псоу, сделать невыездным, создать массу бытовых проблем, припугнуть колеблющихся и т. д. С политической точки зрения это тупоголовое решение. Обиженные и загнанные в угол люди будут вынуждены взять грузинские паспорта и попробовав их вкус заявят, что надо было это делать раньше, а не цепляться за подсанкционный с изображением орла. Не исключена и многоходовочка по линии правнуков Феликса Эдмундовича. Создать имидж гонимого и посмотреть, кто заинтересуется этим персонажем и предложит плодотворное сотрудничество», – пишет канал.
Большинство комментаторов, впрочем, убеждены: вброс больше похоже на очередную активность молодого де-факто министра иностранных дел Инала Ардзинба. Едва возглавив «МИД», он стал атаковать международные неправительственные организации, которые, по мнению Ардзинба, замешаны в дестабилизации ситуации в Абхазии. По этой причине с конца 2022 года в регионе планировалось ужесточение политики в отношении международных структур, готовился российский аналог закона об «иностранных агентах».
«С одной стороны, они проводят якобы гуманитарные проекты на нашей территории, а с другой стороны – не признают паспорта, выданные на территории Республики Абхазия. Это, безусловно, политика двойных стандартов, на которую следует обратить внимание», – говорил де-факто министр.
[АРДАШЕЛИЯ-LIVE] Продается Абхазия?! Эффект «Закона об апартаментах»
Спустя год Ардзинба объявил, что вскоре международным НПО, поддерживающим идею оккупации и стремящимся нарушить российско-абхазские отношения, будут закрыты двери в регион. Дипломат был особенно обеспокоен тем, что на сайте USAID утверждается, что в Абхазии реализуются проекты, направленные на противодействие влиянию Кремля и восстановление территориальной целостности Грузии. Сильно тревожили его и проекты, направленные на диалог между грузинской и абхазской молодежью.
Позже с критикой американского Агентства выступила и главный рупор Кремля Маргарита Симоньян. Во время своего визита в Абхазию, встречаясь с местными студентами, она подчеркнула, что подобные международные и неправительственные организации внедряют свою политику и ценности, что, по ее мнению, влияет на культурный код стран и лишает их независимости. Напоследок Симоньян пожелала абхазским лидерам мудрости и смелости в бескомпромиссной борьбе с такими организациями.
Последовав напутствиям кремлевского посланника, 7 декабря Инал Ардзинба приступил к действиям и объявил «о применении новых методов взаимодействия с международными неправительственными организациями и агентствами ООН». По его заявлению, такой подход стал необходимым из-за «непрозрачной деятельности и попыток дезинформирования МИД Абхазии».
В своем обращении Ардзинба подчеркнул, что с 2012 года деятельность USAID в Российской Федерации и с 2019 года в Республике Беларусь является запрещенной:
«По мнению российских и белорусских коллег, деятельность западных НПО направлена на изменение ценностных ориентиров, моделей развития, дискредитацию культур, религий и цивилизаций, фальсификацию истории, а также нарушение духовно-нравственных связей между народами. Значительная часть активности западных НПО направлена на противодействие интеграционным объединениям на постсоветском пространстве, поддерживаемым Российской Федерацией».
В этой связи де-факто министр принял решение объявить персоной нон грата руководителя USAID в регионе Джона Пеннела. Кроме того, отменить сертификацию де-факто МИДом проектов с поддержкой USAID, запретить осуществление проектов, направленных на установление контактов между абхазами и грузинами, запретить финансирование медиапроектов, освещающих вопросы внутренней и внешней политики Абхазии, а международные организации и Агентства ООН будут обязаны согласовывать выделение средств на проекты абхазских НПО с внешнеполитическим ведомством самопровозглашенной республики.
Распоряжения Ардзинба не вызвали удивления среди местных гражданских активистов ни тогда, ни сейчас. Они утверждают, что министр давно определил свою цель – избегать сотрудничества с международными организациями и не направлять международные ресурсы на решение текущих проблем Абхазии и ее общества. Вместо этого он стремится ещё больше изолировать и без того изолированный регион от внешнего мира.