МВД Грузии подтвердило задержание 20 участников акции против выселения семьи Марины Хатиашвили на улице Кекелидзе №1.
В заявлении ведомства отмечается, что два человека были задержаны за повреждение автомобиля Национального бюро исполнения наказаний, а 18 — за неподчинение законному требованию сотрудников полиции и нарушение общественного порядка.
МВД Грузии утверждает, что граждане, собравшиеся на улице Кекелидзе, использовали против полицейских «неустановленное к этому моменту специальное средство».
«Собравшиеся граждане, как только начался процесс <выселения>, оказали физическое сопротивление сотрудникам Национального бюро исполнения и не позволили им осуществить процесс приведения приговора в исполнение.
Несмотря на многочисленные призывы полиции протестовать мирным путем, протестующие физически и словесно оскорбляли сотрудников правоохранительных органов и использовали неизвестные им специальные средства в виде т.н. аэрозоля. Также в сотрудников полиции бросали различные предметы из окна квартиры», — отмечается в заявлении ведомства.
Возбуждены дела по статье 187 Уголовного кодекса, что подразумевает «групповое повреждение или уничтожение вещи». Вторая статья — о «сопротивлении работнику полиции, служащему Специальной пенитенциарной службы или иному представителю власти в целях воспрепятствования охране общественного порядка».
Отметим, на улице Кекелидзе №1 в Тбилиси Национальное бюро исполнения <решений суда> выселило семью Марины Хатиашвили.
Гражданка Грузии утверждает, что она взяла ипотечный кредит и регулярно выплачивала его банку до 2013 года. Потеряла квартиру в 2018 году, став жертвой «ипотечного мошенничества». У квартиры есть новый владелец — Дареджан Двали, частный кредитор семьи Хатиашвили. Она приобрела квартиру за 40 000 $, тогда как начальная цена на аукционе составляла 80 000 $.
Дело проиграно семьей Хатиашвили в трех инстанциях суда.
Попытка выселить предпринималась Национальным бюро исполнения до этого четыре раза — осенью 2019 года было получено уведомление о принятом решении. Хатиашвили обратилась в суд — процесс выселения был отложен.
Второй раз — февраль 2020 года, но усилиями гражданских активистов и семьи выселение было отложено до марта. После была объявлена пандемия коронавируса, и государство ввело общий мораторий на выселения.
Третья попытка — лето 2022 года, процесс был приостановлен также усилиями активистов.
Четвертая попытка — 23 января 2023 года. Решение не было приведено в исполнение, поскольку, как пояснили в ведомстве, «в этот период сотрудники проходили тренинг».
23 января 2024 года — пятая попытка Национального бюро исполнения выселить семью Марины Хатиашвили: полиции удалось войти в квартиру. По одной из версий, в ней был распылен слезоточивый газ, однако, по словам сотрудника Национального бюро, это было сделано находящимися в доме.
По словам представителя Национального бюро исполнения Пааты Шамугия, еще 22 января 2024 года с семьей велись переговоры — частный кредитор («ростовщик») предложил семье Хатиашвили альтернативное помещение в Тбилиси, а также предложение выкупить квартиру, но в ответ поступил отказ.
«Данное дело поступило в Национальное бюро исполнения в сентябре 2018 года. За весь период процесс выселения откладывался пять раз, в том числе на основании решения суда и с согласия кредитора и сотрудников бюро исполнения, которые исходили из моральных принципов.
Переговоры состоялись вчера: задолжавшей семье со стороны частного кредитора было предложено альтернативное пространство или же предложение выкупить площадь, однако семья отказалась от первого предложения, а в случае второго стороны не смогли договориться о цене», — заявил Шамугия.
Улица Кекелидзе с утра 23 января была перекрыта. Железные двери квартиры были сварены, чтобы не впустить сотрудников бюро. Близкие и друзья семьи Хатиашвили создали живой кордон на улице. А другая часть обливала с балкона квартиры сотрудников Национального бюро исполнения и сотрудников полиции водой, чтобы помешать их попыткам войти в квартиру, где, по сути, укрепилась семья Марины Хатиашвили. На месте были мобилизованы сотрудники патрульной полиции.
Как семья Хатиашвили оказалась в таком положении?
В 2018 году Марина Хатиашвили, жительница Тбилиси, обратилась в банк за кредитом — она взяла ипотечный долг на сумму 20 000 $. Кредит пришлось брать из-за острой нужды в деньгах. Она надеялась на то, что продолжит работу в архитектурной службе мэрии Тбилиси и сможет регулярно выплачивать кредит. Так и было до 2013 года.
Но финансовое положение Хатиашвили ухудшилось, и женщина просрочила платеж на полтора месяца. Тбилисский городской суд предписал выплатить банку 21 000 $, иначе квартира, в которой они жили, должна была быть продана на аукционе.
Тогда по совету юриста из банка («Банк Грузии» — ред.) она обратилась к «ростовщикам», чтобы выплатить долг банку. Она подписала документы с ростовщиком — частным кредитором, и ей выдали 27 000 $ (10% от этой суммы ушло на уплату «суммы за посредничество», кроме того, надо было заплатить за три месяца вперед).
Хатиашвили в 2014 году погасила свои обязательства перед банком. Таким образом квартира попала в руки частного кредитора. К 2017 году долг вырос почти до 50 000 $ — договоры женщине приходилось заключать каждые полгода.
В 2016-м Марина заключила последний договор с кредиторами, планируя продать квартиру и выплатить им долг, а на оставшуюся сумму жить, снимая жилье на основании долгосрочной аренды — гирао.
Но в 2017 году семья получила уведомление от Национального бюро исполнения, где было сказано, что частный кредитор хочет продать квартиру. Деталь: адвокатом этого кредитора, отмечается в СМИ, оказался сын сотрудника бюро исполнения — Георгий Сухиташвили.
В 2018-м году квартира была продана за 40 000 $ кредитору Дареджан Двали (начальная цена — 80 000 $).
Президент Грузии: выселение людей зимой запрещено в странах ЕС