Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Абхазии грозит кризис нехватки топлива после того, как Москва предоставила государственной нефтяной компании эксклюзивные права на экспорт топлива в Абхазию.
Во вторник парламент Абхазии направил в Москву обращение, в котором попросил Россию «пересмотреть» свое постановление о предоставлении «Роснефти» эксклюзивного права на экспорт бензина в Абхазию.
Власти Абхазии связывают нехватку бензина с российским указом от 16 декабря, запрещающим всем российским компаниям, за исключением «Роснефти», нефтяной компании, находящейся в основном в собственности государства, экспортировать бензин в Абхазию. Этот указ не был опубликован.
«Роснефть» работает на заправках в Абхазии с 2009 года, а также активно обсуждала с правительством возможность разведки нефти на ее берегах.
29 декабря, когда большинство АЗС в Абхазии были закрыты, Министерство экономики предложило владельцам АЗС заключить договоры с «Роснефтью», чтобы обеспечить себя бензином. Это предложение вызвало резкую критику со стороны операторов АЗС, которые утверждали, что не смогут конкурировать с собственными АЗС «Роснефти», если будут покупать топливо у российской компании.
Первой об указе 25 декабря сообщила компания «Азид», единственная крупная компания, продающая топливо в Абхазии, которая не является частью российско-абхазского совместного предприятия и не пользуется российской финансовой поддержкой.
Руководство «Азид» обратилось в министерство энергетики с вопросом о задержке поставок топлива, на что министерство ответило, что Россия ограничила импорт топлива в Абхазию, в том числе по поставкам, которые уже были оплачены местными компаниями.
Однако 24 января «Азид» и «Алхан», другая энергетическая компания, получили отложенные партии топлива по железной дороге. В то время руководство «Азид» предупредило, что полученного топлива хватит максимум на две недели.
«Это не учитывает того факта, что каждый месяц мы передаем большие объемы топлива оптом Министерству обороны и Министерству внутренних дел», — сказал Адамир Габуния, один из директоров «Азид», на публичной пресс-конференции в Сухуми 24 января.
«Азид» вновь открыла свои станции на следующий день после месяца закрытия.
В то время как небольшие сети АЗС борются за свою долю топлива, политический аналитик и журналист Изида Чания обвинила президента Аслана Бжания в сотрудничестве с «российскими олигархами» с целью уничтожения малого бизнеса.
«Вслед за рукотворным топливным кризисом мы столкнемся с вытеснением абхазского предпринимателя из всех остальных сфер деятельности», — заявила Чания. «На очереди — туристический сектор: олигархи создадут апарт-отели на набережной, и все мини-отели и пляжные домики, которые в последние годы стали единственным способом заработка для большинства населения, перестанут быть конкурентоспособными».
«Стратегия нынешнего правительства направлена на то, чтобы лишить граждан Абхазии возможности зарабатывать деньги, а страну — развития», — пишет Чания в «Нужной».
26 января оппозиционные группы в Абхазии обвинили правительство во лжи о существовании российского постановления о предоставлении «Роснефти» эксклюзивных прав на импорт топлива в Абхазию.
«Проблемы с резким ростом цен, дефицитом, а теперь и с попыткой монополизировать рынок, начались исключительно с появлением в Абхазии разветвленной сети автозаправок «Подорожник» компании «Апсны Ойл», которая напрямую связана с нынешним руководством страны», — говорится в их заявлении.
Для удобства чтения мы решили не использовать такие оговорки, как «де-факто», «непризнанная» или «частично признанная», когда речь идет об институтах или политических позициях в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не подразумевает позицию по поводу их статуса.