Абхазский ремейк российских репрессий: в Сухуми принимают закон об иноагентах - SOVA
политика

Абхазский ремейк российских репрессий: в Сухуми принимают закон об иноагентах

В «парламент» самопровозглашенной республики Абхазия внесен аналог российского закона об иностранных агентах. Гражданские активисты усмотрели в действиях де-факто президента Аслана Бжания нарушение «Конституции». В то же время, наблюдатели считают, что новый законопроект еще больше сменил направление развития Сухуми с многовекторности к самоизоляции.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Абхазия, Аслан Бжания, закон об иноагентах

«Привет из Москвы»

Уехавший в конце января в Москву с рабочим визитом де-факто президент Абхазии Аслан Бжания обещал привезти решение топливных и энергетических проблем, а привез российский аналог закона об иноагентах. Накануне вечером лидер самопровозглашенной республики внес в т. н. парламент законопроект «О некоммерческих организациях и физических лицах, выполняющих функции иностранного агента».

«Принятие проекта закона будет способствовать защите интересов и обеспечению безопасности Республики Абхазия, ее суверенитета, прав и свобод граждан, а также обеспечению безотлагательной реакции на иностранное вмешательство в политическую деятельности абхазского государства и общества», – говорится на сайте де-факто президента.

Впервые о принятии законопроекта об иноагентах в Абхазии заговорили в 2022 году. Тогда на этом настаивали в Кремле. Еще в декабре 2021-го Москва и Сухуми оформили меморандум о сотрудничестве по вопросам правового регулирования деятельности некоммерческих организаций в рамках гармонизации законодательств. Закон планировалось рассмотреть в 2023 году, но процесс был отложен, поскольку идея оказалась крайне непопулярна в абхазском обществе.

Работа над документом активизировалась в январе этого года. И на этот раз, как считает журналист Инал Хашиг, идеей загорелись сами сухумские власти.

Кого могут признать иностранным агентом

Согласно конечной версии законопроекта, иностранными агентами могут быть признаны как некоммерческие организации, так и физические лица, «получающие денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующие в политической деятельности, осуществляемой на территории Республики Абхазия». Стоит отметить, что первоначально в реестр иноагентов могли попасть только НКО.

При этом физическое лицо-иноагент до приобретения этого статуса обязано «подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр физических лиц».

Иностранными источниками, согласно документу, будут считаться иностранные государства, государственные органы, международные и иностранные организации и их структурные подразделения, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом получение денежных средств от государств, признавших независимость Абхазии, среди которых Россия, Венесуэла, Никарагуа, Науру и Сирия, не станет основанием для признания НКО или физического лица иноагентом.

В случае нарушения законодательства наказание за это может подразумевать административную, уголовную и иную ответственность. Определением статуса иноагента и контролем некоммерческих организаций займется де-факто министерство юстиции Абхазии.

Охота на «иноагентов»: российская шпаргалка для Абхазии

«Антиконституционная деятельность»

Многие абхазские активисты и журналисты выступили с жесткой критикой законопроекта. Налицо попытка властей подавить активность гражданского общества, лишить права голоса тех, кто выражает мнение, отличное от официального, кто критикует власть за неэффективное управление, закрытость, коррупцию и антиконституционные действия, считают представители неправительственных организаций.

При этом некоторые из них усмотрели в действиях Бжания нарушение обязанностей, возложенных на него «Конституцией и присягой». Авторы Telegram-канала «ОКНО» Лиана Кварчелия и юрист Саид Гезердава выпустили совместное обращение, согласно которому, законопроект нарушает право на свободу слова, свободу мысли, свободу убеждений, право на объединение, на проведение мирных митингов, собраний, шествий и демонстраций, принцип равенства перед законом и недискриминации.

«Во-первых, президент нарушает принцип правового государства (ст. 1 Конституции), который не позволяет произвольным решениям должностных лиц становиться законодательной нормой. Понимание закона, как навязываемой обществу произвольной «команды», не зависящей от каких-либо демократических ограничений («командная теория права»), является одним из признаков авторитарных и тоталитарных стран (коммунистического и фашистского толка).

Президент Бжания своими решениями способствует установлению верховенства чиновничьего произвола над правом (законом). Во-вторых, законопроект подобного содержания не может быть внесен в Парламент Республики Абхазия, так как он не соответствует Конституции – ни один закон, отменяющий или умаляющий права и свободы человека, не должен быть принят или издан в Республике Абхазия (ст. 9)», – говорится в заявлении.

Авторы также указывают на статью 64 абхазской «Конституции», согласно которой, «в случае нарушения президентом присяги, Конституции и законов, он может быть отстранен от должности». Они утверждают: «категория «иностранный агент» является ложным и пропагандистским клише. Критики опасаются, что, в случае принятия закона, он может стать «репрессивным инструментом» в руках власти.

По мнению гражданских активистов, руководство самопровозглашенной республики может использовать документ для ограничения прав общества и свободы слова, на фоне топливного и энергетического кризиса, а также принятия т. н. закона об апартаментах.

«Верхушка в предвкушении большого куша – апартаменты, аэропорт с его инфраструктурой и пр. Если там и возникают разногласия, то, скорее всего, по поводу того, кто своего инвестора приведет и дивиденды из этого извлечет. И вокруг кресел возня, вероятно, именно связана с этим. И еще и с тем, какой трамплин для тех, кто помоложе, выгодней для продвижения к заветному креслу, когда придет время. Нам предлагается сидеть молча. Для этого – задержания на границе и готовящийся закон об «иноагентах», в который сейчас включают физических лиц наряду с организациями», – отмечает Кварчелия.

Российские спецслужбы против абхазских активистов: кого и почему задерживают на «границе»

В сети появилось и обращение к де-факто парламенту Абхазии. Авторы призывают местных депутатов следовать «исключительно нормам Конституции», принципам законности, включая прозрачный, демократический процесс принятия законодательства. Авторы надеются, что члены т. н. Народного собрания откажутся рассматривать дискриминационные поправки и не допустят «скатывания к авторитарному управлению».

«Если вы против репрессий и дискриминации под видом закона, подпишите обращение к Парламенту», — говорится в посте Telegram-канала «ОКНО».

От многовекторности к самоизоляции

По мнению противников законопроекта, помимо прочего, введение ограничений на деятельность некоммерческих организаций может привести к негативным последствиям для международного имиджа самопровозглашенной республики. Член совета директоров Центра гуманитарных программ Лиана Кварчелия считает, что работа с международными фондами была возможностью для Абхазии иметь связи с внешним миром.

«Это контакты с внешним миром и прозрачность, кстати говоря, не только внутри самой Абхазии, но и посыл миру, что, да, мы демократическое общество, у нас не просто на бумаге Конституция, у нас происходят процессы по укреплению демократических институтов».

О том, что Абхазия, «похоже, закрывается», в конце января заявил и спецпредставитель ЕС на Кавказе Тойво Клаар после второго отказа в посещении оккупированной территории. Дипломат отметил, насколько сильно изменилась внешняя политика Сухуми в последние годы, добавив, что формат международных Женевских дискуссий находится под угрозой. При этом, такая изоляция не отвечает интересам Абхазии, а только усугубляет существующие проблемы, заявил Клаар.

В пресс-службе де-факто МИДа Абхазии довольно резко отреагировали на слова эстонского дипломата. В Сухуми заявили «о провале политики коллективного Запада» в самопровозглашенной республике, добавив, что позиция Тойво Клаара «лишь в очередной раз подтверждает ложность позиции коллективного Запада и ЕС». Тогда же пресс-служба назвала абхазские НПО иностранными агентами, отметив, что «освежающей новостью» для спецпредставителя Евросоюза станет «ограничение финансирования в целях манипуляций с народом суверенной Абхазии».

«Европейским, американским и грузинским функционерам необходимо осознать: наши двери навсегда закрыты для тех, кто считает нас «оккупированной территорией», — заявили в пресс-службе.

Сам де-факто глава МИД поддержал этот тезис. Инал Ардзинба пообещал попросту запретить въезд в Абхазию тем международным организациям, которые считают ее оккупированной:

«Для тех, кто хочет разрушить абхазо-российские отношения и рассматривает Республику Абхазия как оккупированную территорию, наши двери будут закрыты в самое ближайшее время».

[Ардашелия-LIVE] Де-факто Сухуми и де-юре Тбилиси в новой конфигурации Москвы: что будет с Абхазией