В ночь на 7 февраля четыре жилых дома в селе Нергеети в Западной Грузии оказались в зоне схода оползня. В развалинах первого дома спасатели обнаружили тела трех членов семьи: матери, ее 20-летней дочери и бабушки. В русле реки – тело их соседки. Немного дальше от места, где еще пару дней назад располагалась кухня – найдены отец и трое его несовершеннолетних детей: 9-классницы-близняшки и их брат.
Чудом выжившие в эту страшную ночь говорят, что не могли себе представить такого. Но некоторые жители села отмечают: последние 30 лет на склоне горы существовала глубокая расщелина. Примечательно, что риски в этом районе видело и Национальное агентство охраны окружающей среды. О потенциальной опасности оползней в селах Багдати оно писало и в 2022 году – в информационном бюллетене, который публикуется каждый год. Документ содержал информацию и об угрозе схода оползня в Шови, тем не менее, там стихия унесла жизни 33-х человек. По словам специалистов, одна из причин заключается в том, что от информирования населения до проведения непосредственных мероприятий по смягчению рисков не было проведено соответствующей работы.
В информационной брошюре Агентства было отмечено: к 2023 году в деревнях Багдатского муниципалитета ожидается возникновение оползней. Село Нергеети было включено в перечень населенных пунктов в зоне потенциального бедствия.
В том же документе было указано, что в ущельях реки Ханисцкали и ее притоков ожидается эрозия горных пород. Это предсказание оказалось точным, и в Нергеети оползень обрушился непосредственно на дома, находившиеся на берегу реки.
Замминистра регионального развития и инфраструктуры Грузии Илья Бегиашвили, прибывший на место катастрофы, заявил, что информации о подверженности зоны оползням у них не было. Это подтвердили и местные представители власти. Соответственно, об этом не знали и сами жители.
Тем временем, в Национальном агентстве охраны окружающей среды утверждают, что регулярно предоставляют муниципалитетам информацию о зонах, подверженных оползням, организуют встречи и распространяют брошюры. А вот контроль за выполнением рекомендаций, по их словам, их полномочия сотрудников агентства не входит.
Кто несет ответствененность
Джеко Колашвили долгие годы проработал в министерстве внутренних дел Грузии, был главой управления гражданской безопасностью. Он хорошо знает, как на законодательном уровне выстраивается работа всех ответственных структур при чрезвычайных ситуациях.
«У нас в Грузии один из сильнейших законов по гражданской безопасности во всей Восточной Европе. Потому что в его разработке принимали участие европейские коллеги. У нас закон, которому можно аплодировать, но главная проблема в том, что его не выполняют.
Обеспечение безопасности населения на всей территории страны при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с законом «О гражданской безопасности». Он определяет принципы и механизмы обеспечения гражданской безопасности. Рабочим документом этого закона на национальном уровне является «Национальный план гражданской безопасности», на местном уровне – план управления чрезвычайными ситуациями, в котором подробно описаны действия и меры, которые должны быть реализованы каждым ведомством, будь то центральное правительство или местное.
Они включают в себя четыре основных этапа: предупреждение, готовность, реагирование и восстановительные работы.
Согласно плану, существует единая система управления чрезвычайными ситуациями. Субъектами единой системы являются центральные и местные органы власти, а также подведомственные учреждения, юридические лица публичного права, неправительственный сектор и т. д. Координирует единую систему Служба МВД по управлению чрезвычайными ситуациями. В стране существует два уровня управления – местный и национальный. По закону и плану координацию деятельности всех субъектов на всех четырех уровнях обязана осуществлять Служба по управлению чрезвычайными ситуациями.
Все субъекты, включенные в единую систему, обязаны выполнять предусмотренные планом мероприятия и действия в пределах своей компетенции. Например, Национальное агентство обязано определить существующие геологические угрозы в стране. Геологический департамент Национального агентства ежегодно публикует информационный бюллетень, в котором излагаются все геологические угрозы, которые могут возникнуть на территории страны. Проводится оценка рисков. Это первая фаза, превентивная.
Бюллетень обязательно отправляется Службе по управлению чрезвычайными ситуациями и каждой административной единице. Далее должно происходить планирование конкретных мероприятий согласно бюллетеню.
В случае с Нергеети, например, региональное управление Имерети вместе с муниципалитетом должно было спланировать проведение мероприятий. Потом прописывается бюджет на их осуществление, который утверждает городское собрание. Но в этом у нас проблема. Обмен информацией вроде бы происходит, но до дела потом не доходит. Потому что, в том числе, все упирается в деньги.
Вторая фаза – фаза готовности, люди должны подготовиться к действиям во время чрезвычайной ситуации. Установлена система раннего оповещения, но в этом нет смысла, если население не знает правил поведения при его активации. Согласно плану, к процессу подготовки населения (правилам поведения при чрезвычайных ситуациях) должны быть привлечены соответствующие структуры (министерства и ведомства). Их деятельность координирует Служба по управлению чрезвычайными ситуациями.
Также в школах, детских садах, административных учреждениях, должны проходить симуляционные упражнения, должны быть уроки. До 2012 года, когда закон принимался, все это проводилось на высоком уровне.
Возьмем в качестве примера Швейцарию, горный регион. Заселяясь в гостиницу, людям проводят небольшой инструктаж, как действовать при чрезвычайных ситуациях. Так должно было быть и в Раче.
В некоторых европейских странах принята практика, что, если приходит SMS о шторме, например, то приходит и инструкция, как действовать во время шторма.
Это два основных этапа, на реализацию которых один потраченный доллар (условно) экономит 100 долларов на снижение материального ущерба и самое главное – спасает больше жизней.
Служба по управлению чрезвычайными ситуациями – это орган управления и координатор всех тех министерств или ведомств, которые обязаны спланировать и осуществить те действия и мероприятия, которые обеспечат безопасность жизнедеятельности человека и сохранят ему жизнь».
Трагедия в Нергеети иллюстрирует сказанное Колашвили. Между разными ведомствами отсутствует эффективное сотрудничество и координация. Они действуют постфактум, борясь лишь с последствиями стихии, и перекидывают ответственность друг на друга.
Грузия – сложнейшая геологическая единица
Объем оползневой массы, сошедшей в селе Нергеети, оценивается в 150 тысяч кубических метров. Национальное агентство опубликовало в Facebook заявление, в котором рассказало о причинах, вызвавших природную катастрофу:
«Климатические изменения вызывают особенно обильные осадки, которые становятся провоцирующим фактором сопутствующих им стихийных бедствий, таких как наводнения, оползни и сели. Выпадение обильных осадков на всей территории Грузии, особенно в западной ее части, активизировало оползневые процессы, особенно в горных районах».
Главная причина произошедшего, по версии Агентства, непрекращающиеся дожди. Количество осадков, выпавших с 5 по 7 февраля, по данным метеостанций, достигло 80-100 мм, что составило 50-80% климатической нормы за весь февраль.
В связи с этим Служба по управлению чрезвычайными ситуациями накануне ожидающихся дождей отправила жителям страны оповещение следующего характера:
«Уведомляем о предстоящем ухудшении погодных условий и значительном увеличении осадков во многих регионах Грузии с 5 по 8 февраля. Призываем жителей проявлять осторожность и бережно относиться к собственной безопасности».
Но могло ли такое предупреждение спасти людей? Тея Годоладзе, директор Института наук о Земле Университета Илии, утверждает: однозначно, нет.
«Когда я получаю SMS такого рода, мне трудно понять, где именно будет дождь. Получается, что приходит общее абстрактное сообщение, а не конкретный прогноз. Например, сейчас во всей Калифорнии шторм. Тревога была запущена по всем конкретным районам. Например, если ожидаются обильные осадки в Кеда, в Хуло или где-то еще, это должно быть точечно указано», – говорит Годоладзе.
Трагедия в Нергеети – часть цепи природного коллапса, случившегося в Грузии в последние дни. 6 февраля обрушившиеся на частные дома в высокогорной Аджарии оползень и лавина унесли жизни двух человек. В Хашури были затоплены первые этажи более 200 домов; из-за сильного ветра в нескольких местах были повалены деревья. В регионе Самегрело ураган сорвал крыши с сотен домов. А в селе Молити Харагаульского района сошел оползень, из-за чего приостановилось железнодорожное движение. 8 февраля в Сурами были эвакуированы местные жители в связи с сошедшим оползнем.
Пять месяцев трагедии в Шови: судьбы людей, которых оставили без внимания
В целом в Грузии в последние годы активизировались оползневые процессы. Только в 2022 году Национальное агентство охраны окружающей среды зарегистрировало 1 120 случаев оползня, в то время как в 2012 году это число составляло только 325.
По данным Агентства, 70% территории страны находится в зоне риска стихийных бедствий, что включает около 2 000 населенных пунктов с общим населением 200 тысяч человек. Сегодня в Грузии зарегистрировано до 50 тысяч оползневых тел. Статистические данные, собранные за последние десятилетия, показывают, что ежегодно в стране сходит 15-20 оползней.
«С геологической точки зрения Грузия – сложная морфологическая и тектоническая единица. Я бы сказала, сложнейшая. При ухудшении климатических условий, исходя из геологии, наша страна становится очень уязвимой перед природными катастрофами».
«Геология оползней способствует зачатию этих процессов, а потом уже благодаря сильному дождю, то есть провоцирующему агенту, оползень активизируется. В данном случае в Западной Грузии были обильные осадки. Климатические условия меняются во всем мире, и Грузия – не исключение. И все это активизировало в итоге оползневые процессы. Они идут Сванети, в Кеда, в Аджарии, в Имерети», – говорит эксперт Тея Годоладзе.
Грузия характеризуется большим разнообразием климатических условий. В 2012 году председатель государственного департамента по гидрометеорологии, доктор физико-математических наук Николоз Берадзе опубликовал большую статью о подверженности страны природным стихиям. Он отметил, что на своей территории Грузии имеется 11 климатических зон из 14 существующих на всей планете. Соответственно, ареал распространения природных явлений охватывает практически всю территорию страны.
«Особенно тяжелая ситуация наблюдается в горных регионах Грузии. Природные явления приводят к перемещению населения и разрушению деревень. За последние 35 лет более 1 000 человек погибли в результате стихийных бедствий, а 50 000 семей были вынуждены переселиться в более безопасные места. Даже в те годы, когда высокая интенсивность стихийных бедствий не наблюдалась, ущерб оценивался в несколько десятков миллионов лари, а в периоды активности стихийных бедствий – в сотни миллионов лари. В 1987-1989 годах ущерб от стихийных бедствий превысил один миллиард долларов».
Хороших новостей в этом плане для Грузии нет, говорит Тея Годоладзе. Поскольку стихию не остановить. В связи с этим эксперт указывает и на важность осознания рисков самими гражданами, которые при строительстве домов должны интересоваться, насколько та или иная территория безопасна для проживания.
«Глобальное потепление не остановится, дождей меньше не станет, тектонику не поменять, люди не могут управлять этими естественными процессами. Но единственное, что может сделать отдельно взятый человек, – сделать максимально безопасным свое жилье. Чтобы больше люди не становились жертвами подобных трагедий. Как минимум – не строить дома в пойме рек, не жить у подножий склонов с риском оползней. Вы должны правильно выбирать место жительства, в этом вам должны помогать специалисты, местная администрация. Об этом должны заботиться. Чем централизованнее будет государств, тем хуже. Нельзя управлять селом в Багдати из Тбилиси».
При каждом стихийном бедствии структуры и ведомства, ответственные за безопасность населения, отказываются признавать свою вину, заявляя: «Такие события происходят внезапно не только в Грузии, но и во всем мире – это результат глобального потепления, это невозможно предсказать».
Такое объяснение было озвучено и после трагедии в курортном поселке Шови. Угроза стихийных бедствий в высокогорном регионе Рача постоянна, поскольку он является одним из самых сейсмоактивных в стране. Но к моменту катастрофы там не было задействовано ни системы раннего предупреждения, оповещающей о повышенной вероятности бедствия по различным параметрам, ни системы аварийной сигнализации. Хотя на цели много лет выделялись средства и гранты. Только в 2019 году Грузия мобилизовала 74 млн долларов в рамках сотрудничества с Программой развития ООН.
Пять лет назад власти обещали, что до 2021 года установят системы раннего оповещения по всей стране. Но сегодня эти системы работают только в 18 районах Грузии. При этом их критическая ценность неоспорима: подобные системы необходимы не только для предотвращения оползней, но также широко применяются в мире для оповещения о засухе, граде, сильном ветре и лавинах. Они также играют ключевую роль в предупреждении населения о лесных пожарах, уровне радиации, цунами и ураганах.
Власти каждый раз обещают исправить ситуацию. На фоне трагедии в Нергеети кандидат в министры охраны окружающей среды и сельского хозяйства Отар Шамугия в очередной раз заявил, что к концу 2024 года по всей Грузии будут действовать 245 наблюдательных гидрометеорологических станций. Также планируется создание системы раннего оповещения в районах, особенно уязвимых к наводнениям. В целях улучшения мониторинга геологических процессов современные системы мониторинга будут установлены еще на 11 оползневых участках, а к концу года их число увеличится до 29.
Во Всемирной метеорологической организации утверждают: только предупреждения за 24 часа до ожидаемой угрозы снижают количество жертв на 30%. А более серьезные методы и системы, должный мониторинг и реализация мероприятий по снижению рисков спасают еще больше жизней.