Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Назовите имя Аслана «Джако» Гагиева, и о главаре югоосетинских банд будут говорить совершенно по-разному: убийца, филантроп, принципиальный разбойник или киллер из спецслужб. И несмотря на шлейф трупов, который он оставил после себя, некоторые, в том числе и сам Гагиев, настаивают на том, что все его преступления были совершены ради высшего блага.
Человек в «аквариуме» — небольшой клетке, окруженной пуленепробиваемым стеклом, в которой находится подсудимый, — улыбается и шутит. В перерывах между заседаниями суда он общается с присутствующими в зале. Журналистов он знает по именам. Если среди них появляется кто-то новый, он подзывает его и знакомится с ним. Его зовут Аслан Гагиев. Он — «главный киллер России».
В сентябре 2023 года военный суд Ростова-на-Дону приговорил Гагиева к пожизненному заключению. Он был признан виновным в ряде преступлений, в том числе в создании и руководстве бандой, которая убила не менее 60 человек, среди которых были политики, бизнесмены и сотрудники правоохранительных органов. Суд признал Гагиева виновным в непосредственном участии в убийствах шести человек.
Адвокаты Гагиева обжаловали его приговор в Верховном суде Москвы.
На оглашение приговора бывшему главарю банды пришли около 30 друзей и родственников. Среди них было много его детей, большинство из которых Гагиев родил вне брака. На суде Гагиев утверждал, что всего у него 21 ребенок.
«Что бы ни случилось, вы остаетесь моими детьми, слушайтесь маму и бабушку, учитесь хорошо и занимайтесь спортом!» — заявил Гагиев после оглашения приговора.
Но, несмотря на обвинительный приговор, его наследие остается спорным. Его сторонники продолжают утверждать, что Гагиев был благожелательной фигурой, ответственной за большее количество добра, чем зла — осетинским Робин Гудом.
Человек, которого я убил, был ублюдком».
Репутация Гагиева и в его родной Южной Осетии, и в России граничит с легендой. Его известность объясняется отчасти его очевидными связями с властью — убийствами политиков, бизнесменов и милиционеров, совершенными его бандой, — и отчасти его способностью к саморекламе.
Многие знают Гагиева как «Джако» — прозвище, взятое из романа грузинского писателя Михаила Джавахишвили. В романе «Постояльцы Джако» — осетинский сельский житель, который отнимает у наивного грузинского дворянина все, что ему принадлежит: имущество, землю и, наконец, жену. Сам Гагиев утверждает, что милиция придумала ему это прозвище, чтобы выставить его «преступником».
Гагиев родился в Южной Осетии и сохранил связи как с российской республикой Северная Осетия, так и с местом своего рождения, при этом большую часть жизни он прожил в Москве и Вене.
Сообщается, что многие ключевые события в Северной и Южной Осетии происходили при его участии. Гагиев утверждает, что принимал участие в пятидневной войне России против Грузии в 2008 году и помогал спасать заложников во время осады школы в Беслане в 2004 году. Члены его банды были признаны виновными в убийстве ряда высокопоставленных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, в том числе мэра Владикавказа Виталия Караева и вице-премьера Северной Осетии Казбека Пагиева.
В период своего расцвета его банда насчитывала около 60 человек, большинство из которых сейчас отбывают длительные сроки заключения.
Но сам Гагиев признался в убийстве только одного человека — вице-премьера Северной Осетии-Алании Казбека Пагиева.
Он утверждает, что убийство в 2008 году заказал российский депутат Зураб Гайозович Макиев и «его подельники»: Сергей Такоев, который занял пост Пагиева, и североосетинский политик Александр Тотоонов.
«Но я ничего плохого против них не имею. Это их жизнь, а [Пагиев] — сволочь», — добавил Гагиев. «Поэтому я объясняю, что [Макиев] заказал это убийство, и оно было совершено ради него и по его просьбе».
Макиев, однако, отрицал, что знал Гагиева, а следователи утверждали, что не смогли подтвердить утверждения Гагиева.
Старший брат Южной Осетии
Банда Гагиева убивала по-разному, о чем свидетельствуют судебные процессы над ее членами. Иногда жертв расстреливали, как в случае с Пагиевым и Караевым, иногда душили полиэтиленовым пакетом, как в случае с некоторыми бывшими членами банды, иногда пытали до смерти, как в случае с московским бизнесменом Олегом Новосельским.
Но, несмотря на свою причастность к таким жестоким преступлениям, Гагиеву удалось создать репутацию героя боевиков, разочаровав тех, кто видит в нем лишь отталкивающе жестокого преступника.
Отчасти это можно объяснить его харизмой. Даже по сей день, когда он выступает в суде, его улыбка и легкое общение с окружающими означают, что журналисты иногда принимают его слова за чистую монету, отбросив свой стандартный скептицизм.
Многие из его банды говорили в суде, что были уверены в том, что работают на Федеральную службу безопасности России (ФСБ), поскольку от них требовалось устранять только «плохих» людей, замешанных в таких преступлениях, как коррупция и похищение людей.
Например, Гагиев предположил, что гибель Таймураза Кадзаева, Виталия Лалиева и братьев Алана и Аслана Торчиновых, причастность к которой он отрицает, связана с тем, что они «похищали детей».
«Исходя из того, что я услышал, мне нужно дать награду за спасение осетинского народа от похитителей детей, но мне хотят дать пожизненный срок», — сказал Гагиев.
Однако другие считают, что Гагиев убил Торчиновых из-за финансового спора.
Члены его банды также заявили в суде, что о них хорошо заботились, снимая жилье и обеспечивая их едой, а не только доходом — они называли себя «семьей», друг друга — «братьями», а самого Гагиева — «старшим братом», под именем которого он стал известен в Южной Осетии.
Связи с Путиным, мафией и большой политикой
Откуда Джако изначально получал деньги, остается неясным до сих пор, но вскоре главным спонсором убийств его банды стал федеральный бюджет — открытые базы данных показывают, что через подставных лиц Гагиев в 2008 году фактически возглавил государственную Финансовую лизинговую компанию.
Гагиев утверждает, что у него были покровители в высших эшелонах власти России.
В интервью, опубликованном в сентябре 2023 года, Гагиев рассказал iStories, что в начале 1990-х годов он работал на Романа Цепова, считавшегося в то время одним из главных криминальных авторитетов в Санкт-Петербурге.
Известно, что компания Цепова «Балтик-Эскорт» предоставляла охранные услуги Владимиру Путину, который в то время был вице-мэром Санкт-Петербурга. В этой же фирме работал и Виктор Золотов, ныне возглавляющий Национальную гвардию России, Росгвардию. Гагиев неоднократно упоминал имя Золотова на допросах в суде, в частности, утверждая, что именно «через Витю» он ежемесячно переводил деньги Путину.
Однако если все это можно списать на фантазии Гагиева, то связи Гагиева с Ильей Трабером, известным как «экономист» тамбовской ОПГ и близкий друг Путина, вполне обоснованы.
Деловые предприятия Гагиева включали 25-процентную долю в верфях в Восточной Германии под именем Сергея Морозова — это имя Гагиев часто использовал и имел паспорт, которым он пользовался, когда был арестован австрийскими властями.
Его участие в верфях включало совместное предприятие с верфью в России, которая, по сообщениям, контролировалась Трабером в личных интересах Владимира Путина.
Гагиев также утверждает, что принимал непосредственное участие в политике Южной Осетии, заявив на суде, что помог Анатолию Бибилову выиграть президентский пост в 2017 году. Бывший заместитель главы администрации президента Южной Осетии заявил, что Гагиев «привлек влиятельных друзей из Москвы».
Позже Гагиев заявил, что сожалеет о содеянном.
«Я хочу извиниться за то, что привел к власти дебила. Я взял этого нынешнего президента, этого «Чебурашку», за уши и привел его на скамью подсудимых, будучи уверенным, что он порядочный человек. Я хочу извиниться перед своим народом за это, он законченный негодяй», — сказал Гагиев.
Несколько человек, входивших в предвыборный штаб Бибилова, подтвердили OC Media, что действительно обращались за помощью к Аслану Гагиеву как к одному из самых влиятельных людей в Южной Осетии.
«Тогда было ясно, что Бибилов не сможет победить на выборах, и нужна была помощь, нужен был человек, который мог бы повлиять на ситуацию извне», — говорит один из сотрудников штаба. «До этого Гагиев не был с ним знаком». Они добавили, что Гагиев долго колебался, но в итоге решил помочь.
Сразу же после заявления Гагиева пресс-служба Бибилова опровергла его связи.
«Очевидно, что Гагиев, которому грозит пожизненное заключение по обвинению в многочисленных тяжких преступлениях, пытается привлечь к себе внимание СМИ и общества», — заявил представитель пресс-службы.
«Свобода для Гагиева»
«Когда у Гагиева начались проблемы в России — в 2012 году несколько членов банды были арестованы и дали показания против него», — он покинул страну и переехал в Вену.
«Меня вывез из России начальник девятой службы ФСБ», — сказал Гагиев, имея в виду отдел внутренней безопасности, в показаниях, данных австрийскому суду в связи с ордером Интерпола на его арест по обвинению в убийстве. «Он сказал, что ничем не может мне помочь. Он сказал: «Есть решение». Он дал мне 10 000 долларов и решил, что это единственный способ, которым он может мне помочь».
Гагиев пытался избежать депортации из Австрии, за которой почти гарантированно должен был последовать пожизненный срок в России. Его попытки принимали различные формы: от заявлений о том, что он настолько боится летать, что не переживет перелет в Россию, до запуска кампании «Свободу Гагиеву», состоящей из коротких видеороликов, восхваляющих его, которые распространялись в Северной и Южной Осетии.
Среди тех, кто обратился к австрийским властям с призывом не депортировать Гагиева, был смотритель кладбища «Город ангелов» в Беслане (Северная Осетия), ныне покойный Касполат Рамонов. Он утверждал, что именно на деньги Аслана Гагиева было построено кладбище.
«Аслан — очень добрый человек. После теракта в школе он отправлял детей и женщин на лечение, финансировал все это», — сказал Рамонов в 2017 году. Дочь Рамонова была среди погибших в результате теракта.
«В 2004 году Аслан отправил деньги на строительство Города ангелов, где были похоронены жертвы теракта. Он отправил 2,5 миллиона долларов, которые были разворованы, потому что коррупция у нас на таком уровне».
Касполат Рамонов пользуется большим уважением в Северной Осетии, а один из шести бесланских заложников, с которым беседовал OC Media, заявил, что «такой человек никогда бы не солгал». Однако никто из них не смог подтвердить, что кладбище было построено на деньги Гагиева, и не смог вспомнить, какую именно помощь он оказал заложникам.
Сторонники Гагиева также утверждают, что деньги, переданные Гагиевым, «были украдены чиновниками». Это активно отрицают представители комитета «Матери Беслана», который на протяжении 19 лет занимается помощью бывшим бесланским заложникам.
«Если бы это было правдой, информация о том, что деньги не дошли до пострадавших, появилась бы раньше, а не накануне экстрадиции Гагиева. Но она появилась только сейчас», — говорит сопредседатель комитета Анета Гадиева. «На наш взгляд, люди просто подло используют наше горе, чтобы не допустить наказания человека, который, по версии следствия, виновен в огромном количестве преступлений».
Она также опровергла заявления Гагиева о том, что он принимал участие в операции по спасению заложников из бесланской школы.
«Во время освобождения заложников его тоже никто не видел. Если бы он действительно участвовал в спасении, то, обладая навыками манипулирования, он бы предоставил подтверждение своих слов. Но никто не видел, что он спасал [людей]. А такую колоритную фигуру обязательно бы кто-нибудь заметил», — утверждает Гадиева.
Однако другие люди подтверждают, что Гагиев помогал им или их семьям. Мужчина по имени Сослан Джиоев заявил, что Гагиев помог его матери, когда она была тяжело больна.
«Я даже не знаю, как все это произошло, я не знаю его лично», — рассказал Джиоев в интервью OC Media. «У нас были общие знакомые, и они попросили. Я даже не держал эти деньги в руках. Я только потом узнала, что это Гагиев дал деньги». «Маме тогда покупали очень дорогие лекарства. Даже если Гагиев кого-то убил, он спас столько людей, что уже давно искупил все свои грехи».
«Оставьте его в покое, дайте человеку спокойно жить».
И Джиоев далеко не одинок. В сети можно найти сотни комментариев, выражающих аналогичную поддержку Гагиеву. Некоторые называют его Робин Гудом, утверждая, что он всегда отстаивал справедливость и всегда поддерживал Северную и Южную Осетию.
Но не меньше и тех, кто считает, что даже пожизненное заключение — слишком мягкий приговор.
«Я не Бог и даже не судья в мантии, чтобы говорить, справедливым было его наказание или нет», — говорит сын одной из предполагаемых жертв банды Аслана Гагиева, пожелавший остаться неизвестным. На момент убийства он был ребенком.
«Мой отец был честным человеком, и когда сейчас говорят, что Гагиев якобы убивал только плохих людей, я хочу сказать им всем: есть хотя бы один человек, который был хорошим, и он уже мертв», — говорит он. «Жизнь все расставит по своим местам».
Для удобства чтения мы решили не использовать такие оговорки, как «де-факто», «непризнанная» или «частично признанная», когда речь идет об институтах или политических позициях в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не подразумевает позицию по поводу их статуса.