В грузинском инфополе вновь материализовалась подзабытая тема амнистии третьего президента Грузии Михаила Саакашвили. Правда, на этот раз немного в иной форме.
Несколько оппозиционных партий сумели объединиться вокруг идеи всеобщей амнистии и внесли в парламент соответствующий законопроект. «Гирчи», «Единое национальное движение», «Стратегия Агмашенебели», «Европейские социалисты», Алеко Элисашвили, Хатия Деканоидзе и Тариэл Накаидзе предлагают:
• На четверть сократить наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления;
• Вдвое сократить сроки за менее тяжкие преступления, должностные и наркопреступления;
• А также заменить пожизненное заключение на тюремный срок в 30 лет.
По предварительным данным, если амнистия будет реализована, то она коснется 5 тысяч человек, в их числе и Михаила Саакашвили, что, как выясняется, и стало тем фактором, из-за которого законопроект не поддержали, например, партии «Лело» и «За Грузию».
Все пять дел, возбужденных в Грузии против Саакашвили, относятся к должностным правонарушениям. Если парламент примет оппозиционный законопроект, то амнистия не сможет обойти третьего президента стороной. Вот что по этому поводу сказал инициатор проекта:
Одни полагают, что освобождение третьего президента может поспособствовать росту числа должностных преступлений и спровоцировать среди них синдром безнаказанности, другие же уверены: амнистия лишит «Грузинскую мечту» оружия политического влияния. Но есть третье, особенно интересное мнение.
В прошлом году Михаил Саакашвили во всеуслышание заявил о намерении участвовать в предстоящих выборах. Он даже начал предвыборную кампанию, о которой я рассказывала в одном из предыдущих выпусков, ссылку оставлю в описании. Так вот, с тех пор общественность ломает голову над тем, как находящийся в тюрьме третий президент, лишенный грузинского гражданства, собирается все это провернуть. Я специально начала издалека, чтобы следующая версия не показалась вам чистой воды конспирологией.
Так вот, бытует мнение, и его высказывали как в политических, так и в экспертных кругах, что «Грузинская мечта» и «Национальное движение» уже давно состоят в тайном сговоре, устраивая провокации перед каждыми выборами, чтобы намеренно оставить страну в колее биполярности и лишить Грузию шансов на формирование третьей силы. Известный факт, что возвращение экс-президента в 2021, в преддверии муниципальных выборов, во многом определило их исход. Критическая ситуация заставила избирателей голосовать за одного из двух политических гигантов – «Мечту» и ЕНД, а партии, которым прочили неплохие результаты, лишились значительной части поддержки. Еще в самом начале, когда Саакашвили заявил о намерении участвовать в выборах-2024, было озвучено мнение, что к осени третьего президента могут освободить.
Что ж, совсем скоро мы сможем убедиться, насколько эта версия имеет право на существование. Впрочем, абстрагируясь от Саакашвили, всеобщая амнистия не такая уж плохая идея.
Согласно отчету Совета Европы по статистике пенитенциарной системы за 2023 год, Грузия заняла второе место среди стран ЕС по числу заключенных на душу населения. В июле прошлого года уголовный срок отбывали 9 389 человек. То есть на каждые 100 тысяч граждан приходилось 237 заключенных. Уже в сентябре Национальная служба статистики озвучила цифру еще выше – 9 750 человек. Даже премьер-министр Ираклий Кобахидзе согласен с тем, что это – перебор. В начале февраля он заявил, что допустимый максимальный показатель для Грузии, если судить по европейскому стандарту, – 5,5 тысяч.