Март в Грузии выдался прохладным, и хоть деревья пока не зацвели пышным цветом, страну окутал аромат приближающихся парламентских выборов. Политические партии еще не перешли в активную фазу борьбы за сердца избирателей, впрочем, главная битва, за расположение самого влиятельного в Грузии института – православной церкви – уже началась.
Мое внимание привлекли два эпизода: на днях за символический 1 лари, это примерно 40 центов, государство передало ГПЦ 4 огромных земельных участка, вскоре после этого премьер-министр Ираклий Кобахидзе постановил выделить учебным заведениям Патриархии 35 млн. лари, это почти 13 млн. долларов.
Для того, чтобы понять происходящее, предлагаю отмотать время на 11 лет назад.
Итак, на календаре январь 2013-го. Несколькими месяцами ранее победу на парламентских выборах одержала партия «Грузинская мечта», премьером стал ее основатель миллиардер Бидзина Иванишвили, пост президента по-прежнему занимает Михаил Саакашвили.
Самый влиятельный в Грузии человек – Католикос-патриарх Илия Второй устраивает традиционный торжественный прием по случаю наступления Нового Года, куда приглашают и премьера, и президента. Иванишвили приезжает первым, расположившись рядом с главой грузинской православной церкви, он, демонстрируя полное владение ситуацией, приглашает Саакашвили, прибывшего немногим позже, сесть рядом с собой. Этот, казалось бы, незначительный момент окончательно закрепляет в глазах общественности победу партии миллиардера. Видно, что именно Бидзине Иванишвили благоволит патриарх.
Это – хрестоматийный пример того, как на самом деле приходят к власти в Грузии. Так уж вышло, что после распада Советского Союза и обретения страной независимости Церковь оказалась единственным оплотом стабильности в беспокойные 90-е. Именно там жители страны, охваченной нищетой и криминалом, находили утешение, поддержку и веру в лучшее будущее. Так ГПЦ завладела самым важным активом – умами подавляющего большинства жителей страны. Этот актив грузинская церковь успешно конвертирует в более осязаемое, материальное имущество.
ГПЦ стабильно богатеет из года в год. Политические партии не жалеют усилий, чтобы продемонстрировать Патриархии свою лояльность. Разумеется, больше всего ресурсов сосредоточено в руках власти, которая ради достижения своих политических целей распоряжается тем, что принадлежит каждому гражданину Грузии. Подобное свойственно всем правительствам, победа на выборах попросту невозможна без лобби ГПЦ. Задабривание духовенства становится наиболее очевидным в преддверии выборов и во время социально-политической турбулентности.
В 2008-м году, например, после того как по стране пронеслись крупные протесты против Михаила Саакашвили, последний назначил ГПЦ ежегодное финансирование в 25 миллионов лари, это более 9 млн. долларов по действующему курсу, и остался во власти еще на один срок. Озвученная сумма выделается по сей день, наряду с миллионами из муниципальных бюджетов и резервных фондов президента и премьер-министра.
В 2017 году журнал «Индиго» при поддержке Фонда «Открытое общество – Грузия», опубликовал отчет об имуществе ГПЦ, основанный на 12 месяцах кропотливого изучения пяти тысяч документов из публичного реестра.
Выяснилось, что Патриархия владеет земельными участками, общая площадь которых достигает размеров Батуми. 96% этих участков Церковь получила от государства за символическую стоимость в 1 лари. Большинство из 47-ми членов Синода, что возглавляют ГПЦ, люди чрезвычайно состоятельные, 41 из них участвует в бизнес-деятельности, связанной с Церковью. По состоянию на 2017-й у Патриархии было 40 компаний, доли еще в четырех компаниях и 105 неправительственных организаций.
Отношения грузинского государства и грузинской православной церкви регулируются конституционным соглашением от 2002 года. Документ ставит ГПЦ в привилегированное положение. И внести изменения в него уже не получится. Любая поправка, даже если в ее пользу выступит парламент, нуждается в согласии Церкви. Но все это – пустые слова, никто из власть имущих или тех, кто стремится к власти, не осмелится оппонировать самому могущественному институту страны.
В итоге мы имеем то, что имеем. С одной стороны – Церковь, которая управляет настроениями и предпочтениями электората, а с другой – власть, вливающую в Церковь миллионы, принадлежащие этому самому электорату. И пока «Грузинская мечта» финансирует образовательные учреждения Патриархии, каждый третий ребенок в стране, посещающий обычные школы, сидит на уроках голодным. Но подобная инвестиция, в отличие от инвестиций в Церковь, не сможет гарантировать партии победу на выборах, соответственно партия выбирает себя.
Подпишись на нас в соцсетях:
URL: https://sovanews.tv
Facebook: https://www.facebook.com/sovanews/
Instagram: https://www.instagram.com/sovanews.tv/
Twitter: https://twitter.com/sovanews