Патриархия Грузии никогда раньше не получала столь значительного финансирования от государства, отмечают в гражданском секторе. За семь месяцев до парламентских выборов цифра достигла исторического максимума. Инвестиции увеличили до 60 млн лари, что превышает 20 млн долларов. В оппозиции этому находят простое объяснение: подкуп и задабривание перед выборами Церкви – силы с широким электоральным контингентом.
Социологические исследования показывают, что ГПЦ является второй по значимости институцией после грузинской армии, которой доверяет население страны. Прихожане составляют значительную часть электората. И всякая власть стремится поддерживать и угождать духовенству, способному обеспечить сохранение ее текущего политического статуса. Правящая «Грузинская мечта» – не исключение.
«Центр социальной справедливости» (SJC) долгое время исследует вопросы взаимодействия государства и Церкви и регулярно подчеркивает: в стране размываются принципы секуляризма, а ГПЦ используется в качестве политического инструмента. Решение правительства существенно повысить финансирование Патриархии неправительственная организация расценила именно как служение этой цели.
В соответствии с постановлением правительства Грузии от 15 марта 2024 года, премьер-министр поручил министерству образования, науки и молодежи выделить 35 млн лари на финансирование образовательных учреждений, принадлежащих Патриархии. Произошло это в рамках программы «Финансирование общеобразовательных школ». Кроме того, власти передали Патриархии четыре земельных участка по символической цене – один лари, или порядка 40 центов.
По мнению представителей гражданского сектора, такие решения не только противоречат конституционным принципам секуляризма (светскости) и равенства, но и служат средством политической инструментализации Церкви в предвыборной борьбе. Как результат – наносится ущерб демократическим процессам в стране.
Премьер Ираклий Кобахидзе, предвидев возможные обвинения в адрес властей, на следующий день после вынесенного постановления объяснил: финансирование было включено в бюджет на 2024 год еще в предыдущем году и не имеет никакого отношения к предстоящим парламентским выборам. Хотя очевидно, что предвыборную стратегию начинают разрабатываться задолго до дня голосования.
Показательно, что перевод средств в размере 35 млн лари был осуществлен постановлением правительства, а не через внесение парламентом поправок или дополнений в закон «О государственном бюджете». В «Центре социальной справедливости» также утверждают: выделяемые из бюджета финансы для Патриархии не подвергаются государственному контролю и не требуют отчетности, что увеличивает риски их ненадлежащего использования.
«В случае с постановлением правительства от 2024 года также непонятно, почему государство должно финансировать частные образовательные учреждения, в основном осуществляющие конфессиональную педагогическую практику и работающие при Патриархии, содержание которых слабо контролируется государством.
Здесь следует подчеркнуть: решение было принято правительством так, что даже не было обсуждено, по каким направлениям общей системы образования будет урезаны эти 35 млн лари, выделенные Патриархии. Соответственно, неясно, какое влияние это окажет на фундаментальные образовательные, инфраструктурные и социальные задачи в системе образования», – говорится в заявлении SJC.
Лела Джеджелава: ГПЦ влияет на геополитическую ориентацию Грузии
Отдельные представители духовенства попытались развеять подозрения относительно предвыборного подкупа. Митрополит Вани и Багдати Антон заверил: финансирование попросила сама Церковь из-за подорожавшей жизни и необходимости оплачивать труд педагогов.
«Как долго мы с этими 22 миллионами? Сколько раз после этого цены поднимались, каковы они сейчас, сравните. Мы просили деньги, чтобы выплатить зарплаты учителям. Так продолжается уже три года. Если бы в этом году не выделили финансирование, нам пришлось бы закрывать гимназии. Вот такая у нас ситуация», – сказал священнослужитель в интервью TV Pirveli.
Члены Священного Синода подчеркивают, что «Грузинская мечта» помогает им не только перед выборами, но и в другие времена. В этом есть доля правды. Согласно анализу неправительственного сектора, финансирование Патриархии государством увеличивается из года в год. С 2009-го по 2013-й суммы, выделяемые ежегодно, составляли от 22 до 27 миллионов, а с 2013 года главный финансовый документ страны стабильно предусматривал на финансирование Патриархии 25 млн лари. В общей сложности с 2002 года из государственного бюджета Грузии на нужды ГПЦ было выделено больше 400 млн лари, что по нынешнему курсу составляет около 150 млн долларов.
Помимо ежегодных многомиллионных вливаний напрямую из госказны, Церковь получает бюджетные средства и по другим каналам. Муниципалитеты различных городов и районов уже многие годы выделяют деньги на благоустройство храмов, оплату коммунальных услуг и других потребностей духовенства. Причем, без предоставления обоснования, почему эти деньги должны быть выделены.
Радио Свобода запросило информацию у органов самоуправления 60-ти административных районов о средствах, переданных церквям за последние годы, и выяснило, что только 12 муниципалитетов в период с 2015 по 2022 год перечислили из бюджета на различные нужды Православной церкви более четырех миллионов лари (около 1,5 млн долларов).
Свобода с привкусом цианида: протоиерей Мамаладзе, покидая тюрьму, пообещал доказать правду
ГПЦ пользуется и другими финансовыми привилегиями, например, налоговыми льготами. В 2002 году между государством и Грузинской православной церковью было подписано конституционное соглашение – т. н. Конкордат. Согласно шестой статье документа, Патриархия освобождается от уплаты налогов на произведенную и реализованную религиозную продукцию, например, свечи и иконы, а также на имущество и землю неэкономического назначения. А согласно десятой статье соглашения, государство берет на себя охрану, содержание и владение культовыми сооружениями и другого имущества, причем, не только на территории Грузии, но и за рубежом.
При этом Церковь владеет тысячами храмов и монастырей, а также тысячами гектаров земли. И их площадь из года в год только растет. В 2020-м, перед парламентскими выборами, парламент единогласно поддержал поправки к «Лесному кодексу», по которому ГПЦ могла оформить в собственность прилегающие к культовым сооружениям лесные участки (не более 20 гектаров).
Этот законопроект тогда вызвал критику со стороны оппозиции и неправительственного сектора. По их мнению, власти использовали закон для сохранения лояльности Патриархии перед выборами. Данные различных общественных опросов впоследствии подтвердили, что такие методы действительно приносят результаты в виде голосов на избирательных участках.
Наблюдения Института исследования демократии (DRI) за предвыборной ситуацией как в 2020-м (парламентские выборы), так и в 2021 году (муниципальные выборы) показали: духовенство активно участвует в политических процессах и делает политические заявления. На фоне финансовых вливаний активно включиться в гонку Церковь может и сейчас. В прошлом в сети не раз появлялись видео из храмов, где священнослужители идеологически «обрабатывают» прихожан. И не исключено, что в 2024 году религиозные проповеди вновь превратятся в политическую агитацию.
[áмбави] Именем Сталина: особенности антизападной пропаганды в Грузии