В ночь на 22 марта Россия запустила по энергетическим объектам Украины более 150 средств воздушного нападения. Всего, по данным Генштаба ВСУ, украинские военные сбили 92 цели – 55 дронов и 37 ракет.
Министр энергетики страны Герман Галущенко написал в Facebook, что это был самый массированный удар по энергосистеме:
«Сейчас враг осуществляет самую масштабную атаку на украинскую энергетику за последнее время. Цель – не просто повредить, а попытаться снова, как и в прошлом году, вызвать масштабный сбой в работе энергосистемы страны».
Галущенко также отметил, что есть попадания и повреждения объектов генерации, системы передачи и распределения электроэнергии в разных областях, наблюдались перебои со светом.
Глава «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий также назвал атаку крупнейшей с начала полномасштабной войны. Он отметил, что были применены комбинированные средства поражения, при этом удары наносились по разным регионам Украины, по тепловым и гидроэлектростанциям, а также по магистральным подстанциям.
Михаил Подоляк: если Россия не проиграет, вокруг будет один большой конфликтный муравейник
Наибольшие повреждения получили объекты энергетики в Харькове. По ним Вооруженные силы РФ нанесли более 15 ударов. В результате город оказался практически полностью обесточен. Мэр Игорь Терехов отметил, что из-за отключения насосных подстанций в Харькове также наблюдаются проблемы с водоснабжением.
На грани отключения оказалась и Запорожская атомная электростанция. В результате атаки отключилась внешняя воздушная линия электропередач «Днепровская», которая соединяет оккупированную АЭС с объединенной энергосистемой Украины. Позже в украинском «Энергоатоме» сообщили, что поврежденную линию удалось восстановить.
Российские Z-каналы сообщали и об ударе по Днепровской ГЭС. Были опубликованы кадры попадания российской ракеты в троллейбус, который ехал по дамбе гидроэлектростанции. Позже эту информацию подтвердили в «Укргидроэнерго». В ведомстве заявили, что удар был нанесен по гидросооружениям и плотине. На станции начался пожар.
«Угрозы прорыва нет. Ситуация на дамбе станции контролируемая», — добавили в ведомстве.
Директор «Укргидроэнерго» Игорь Сирота рассказал, что российские военные попали по ГЭС-1 и ГЭС-2. Вторая сильно пострадала. Сирота отметил, что пока неизвестно, удастся ли ее восстановить: «Придется восстанавливать полностью машинный зал и электрическое оборудование».
Атаке со стороны России подверглись объекты критической инфраструктуры также в Ивано-Франковской, Винницкой, Николаевской областях. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что за ночь Москва выпустила по украинским регионам более 60 беспилотников и около 90 ракет разных типов.
«Цели российских террористов мир видит максимально четко: электростанции и линии поставки энергии, плотина ГЭС, обычные жилые дома, даже троллейбус. Россия воюет против обычной жизни людей», — написал Зеленский.
На этом фоне президент в очередной раз отметил необходимость усиления пакета помощи Киеву от западных стран.
«У «шахедов» нет нерешительности, как у некоторых политиков. Важно понимать цену задержек и отложенных решений. Системы Patriot должны защищать Харьков и Запорожье, нужна ПВО, чтобы защитить людей, инфраструктуру, дома и дамбы. Партнеры точно знают, что нужно. Точно могут поддержать. Нужны эти решения. Жизнь должна быть защищена от этих изуверов из Москвы».
Атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы
Массированные атаки украинской энергосистемы последовали за участившимися в последний месяц обстрелами ВСУ нефтеперерабатывающих заводов в самой России, а также непрекращающимися обстрелами Белгородской области. По данным военной разведки Украины, всего с 2022 года произошло, как минимум, 12 нападений на крупные российские НПЗ. Причем, по меньшей мере, девять из них – в 2024 году.
На прошлой неделе Киев предпринял две крупнейшие атаки дронов, в результате которых пострадало семь российских энергетических объектов. В результате обстрела 12 марта произошел пожар на одном из крупнейших в России НПЗ «Лукойла» – Нижегородском, а 13 марта были нанесены удары по Рязанскому нефтезаводу и Новошахтинскому НПЗ под Ростовом-на-Дону. Спустя три дня украинские беспилотники атаковали два нефтеперерабатывающих завода в Самарской области. А в ночь на 17 марта дроны пытались атаковать Славянский нефтеперерабатывающий завод в Славянск-на-Кубани, результате чего на предприятии возник пожар.
Как писало издание Bloomberg, всего от налетов в марте пострадали 12% перерабатывающих мощностей России.
В самой РФ СМИ констатировали: из-за атак и выхода из строя критической инфраструктуры в стране сокращается переработка нефти, а на рынке топлива растет риск дефицита. Издание «Коммерсант» ранее писало, что за январь 2024 года было переработано на 1,4% меньше сырья, чем за декабрь, и на 4% меньше, чем за январь 2023-го. Выпуск бензинов сократился на 1,8%.
Западные СМИ, между тем, сообщают, что таким положением дел обеспокоены не только в России. Как утверждает издание Financial Times, Вашингтон попросил Киев прекратить удары по российским НПЗ. В США опасаются, что атаки беспилотников могут привести к росту цен на нефть. Соединенные Штаты также обеспокоены возможным ответом Москвы на продолжающиеся обстрелы. В Белом доме считают, что пострадать может энергетическая инфраструктура, на которую опирается Запад – это, например, трубопровод Каспийского консорциума, через который осуществляются поставки казахстанской нефти. Этим трубопроводом пользуются, в частности, такие западные компании, как ExxonMobil и Chevron.
Издание также отмечает, что, несмотря на санкции, Россия остается одним из крупнейших в мире экспортеров энергоносителей. При этом, на фоне атак ВСУ стоимость нефти Brent поднялась до 85 долларов за баррель. А это, в свою очередь, привело к росту цен на топливо – как раз в момент начала предвыборной кампании президента Джо Байдена.
«Это происходит в контексте тяжелой битвы президента Байдена за переизбрание и роста цен на бензин в США на 15% с начала года», — отмечает Financial Times.
Но в Киеве растет недовольство двусмысленным подходом Запада в вопросе ограничения доходов Москвы от продажи энергоносителей. Вице-премьер Украины Ольга Стефанишина заявила, что российские НПЗ являются законными целями ВСУ с военной точки зрения. Она также отметила, что Украина действует по стандартам НАТО.
В свою очередь советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк в эфире «Дождя» назвал статью Financial Times «фиктивной информацией»: «Никто не будет после двух лет полномасштабной войны диктовать Украине условия ведения этой войны. В рамках международного права Украина может «обезжиривать» российские инструменты ведения войны. Топливо является базовым инструментом ведения войны. Украина будет разрушать топливную инфраструктуру».
Отреагировали на публикацию Financial Times и в Кремле. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил на брифинге, что «российская сторона предпочла бы, чтобы США призвали киевский режим вообще отказаться от своей сути, от своей террористической активности в отношении, прежде всего, мирных социальных объектов и жилых домов».
Между тем, в интервью «Аргументам и фактам» Песков впервые заявил, что Россия находится «в состоянии войны». Ранее официальные лица РФ называли вторжение в Украину исключительно «специальной военной операцией». В марте прошлого года даже был принят закон о т. н. дискредитации армии, предусматривающий штраф за обозначение «СВО» «войной».
Теперь спикер Кремля признает: «Да, это начиналось как специальная военная операция, но как только там образовалась эта компашка, когда коллективный Запад стал участником этого на стороне Украины, для нас это уже стало войной. Я в этом убежден».