«На нас все забили»: жители российского Белгорода – об обстрелах и игноре - SOVA
политика

«На нас все забили»: жители российского Белгорода – об обстрелах и игноре

«Белгород вновь подвергся обстрелу». Такие заголовки в новостных сводках последних недель появляются практически каждый день. Федеральные СМИ, правда, тему обстрелов старательно замалчивают. Ходят слухи, что соответствующая директива поступила прямо из Кремля. При этом только за неделю в Белгороде, расположенном всего в 40 км от границы/линии фронта были повреждены более 1,6 тысячи квартир и жилых домов. В городе устанавливают бетонные модули, призванные защитить людей в случае воздушных атак. Но чувства безопасности у белгородцев не появилось. SOVA поговорила с жителями региона о настроениях в обществе.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Белгород, Белгородская область, война в Украине, Россия

Михаил (имя изменено, собеседник попросил сохранить анонимность) два года назад покинул Белгород, но всегда в курсе происходящего в городе. Он ведет Telegram-канал с большой аудиторией, и подписчики часто присылают ему фото- и видеоматериалы.

«Сообщество, которое у меня есть, было еще задолго до войны, и я писал про свой город. Белгород у нас достаточно хороший город по меркам городов в России, то есть, с хорошим благоустройством, хорошей медициной, образованием и так далее. Конечно, были и свои проблемы, и в основном мы писали именно о них».

Семья автора Telegram-канала, как и многие другие в Белгородской области, – «половинчатая»: половина родни – в Украине, в Харькове, другая половина – в Белгороде:

«Моя боль началась с 24 февраля 2022 года, когда вначале это коснулось одной половины семьи, а сейчас это касается и другой»

Михаил отмечает, что атаки на Белгород случались и ранее, но такими частыми стали впервые с начала войны:

«До этого тоже были обстрелы, но никогда не было, чтобы несколько дней подряд в городе были погибшие, чтобы это было так долго, так много погибших. Взять хотя бы день, когда погибло 25 человек за день, включая детей, и так далее».

19 марта стало известно, что власти эвакуируют из Белгородской области около девяти тысяч детей. Но это – лишь около 3% лиц в возрасте от 0 до 18 лет. Многие белгородцы самостоятельно организуют свою эвакуацию. На странице губернатора области Вячеслава Гладкова в соцсети ВКонтакте в комментариях под постами можно найти огромное количество сообщений, в которых люди спрашивают, как им уехать.

Автор Telegram-канала о Белгороде говорит: «Часть людей из области эвакуируют, но эта эвакуация не очень активная. И как правило это делается бесшумно, то есть, [местные] власти сами не говорят, что эвакуируют людей, но власти других регионов говорят, что этих людей приняли. Также в Белгороде есть пункты временного размещения – ПВР, в которых проживают люди из приграничных территорий. От границы их переселяют подальше во временное жилье».

Анна, еще одна уроженка Белгородской области, все еще остается в Белгороде. «Сейчас, конечно, происходят массированные обстрелы, это просто кошмар, каждый день по городу прилеты, разрушения, есть жертвы. <…> Тяжело нам жить, мы живем между обстрелами. То есть, обстрелы приблизительно каждые 4 часа. Прошел обстрел – выходим на улицу, в магазины, какие-то свои дела решать, а потом нужно до следующего обстрела, естественно, попасть домой».

Анне и ее супругу удалось перейти на дистанционный формат работы. Но так получается не у всех жителей города:

«Я знаю, что есть такие предприятия, которые на удаленку не приходят, и люди все равно ездят на работу, рискуя каждый день своей жизнью. Во время ракетной опасности все автобусы останавливаются, люди выходят и, соответственно, движение перекрыто, поэтому многие опаздывают на работу».

«Каждый раз думаешь, хоть бы не в твой район прилетел снаряд»

«В Белгороде сейчас находиться опасно. Не знаю, как сказать… То есть, риск, что прилетит снаряд, он существует. Мы не можем сказать, насколько опасно [быть] во время войны. Неизвестно, что будет через минуту или через час, или завтра. Сегодня опасно, завтра может быть еще опаснее, а может быть спокойнее».

Несмотря на жизнь в режиме военного времени, губернатор Вячеслав Гладков пользуется популярностью у части населения. Если одни критикуют его, задавая неудобные вопросы о безопасности, налогах и ипотеке, другие благодарят Гладкова за работу, чуть ли не призывая дать ему «Героя России». Еще одна белгородка, Елена, признается, что «не фанат нашего губернатора», но считает, что ответственность за жизнь людей, в первую очередь, должны нести в Кремле.

«На самом деле, думаю, он делает, что может. Потому что, конечно, тот, кто сейчас может что-то сделать для безопасности города, – это президент. То есть, это президент может вывести войска и пойти на мирные переговоры, сделать так, чтобы Белгород не обстреливали. А Гладков – губернатор, он может просто пытаться максимально обезопасить город».

При этом Вячеслав Гладков до сих пор отказывается вводить в области режим чрезвычайной ситуации. По его словам, все необходимые режимы уже введены, а дополнительные меры повлекут, «например, 20 тысяч рублей – за сожженный автомобиль».

При этом сами белгородцы говорят о тотальном игнорировании их проблем. После теракта в «Крокус Сити Молле», когда власти, банки и бизнес объявили о льготах и поддержке пострадавших, местные жители стали буквально кричать: в Москве и Белгороде живут одинаковые люди.

Под хэштегом #белгородтожероссия пользователи, к примеру, пишут: если жертвам теракта и их родственникам списывают кредиты, то для белгородцев, которые из-за регулярных обстрелов не могут работать, никаких отсрочек или налоговых послаблений нет. Если пострадавшим после нападения на «Крокус» обещают по 500 тысяч рублей, то белгородским семьям с детьми, получившим травмы, выплачивают в пять раз меньше. И даже в случае с «Яндекс. Такси», которое в Москве увозило людей с места теракта бесплатно, белгородцам приходится переплачивать: во время обстрелов цена на поездки взлетает в три раза.

«Нам не нужны сопливые смайлики и свечки от блогеров-миллионников, которые даже этого не делают. Нам нужна помощь и защита со стороны правительства. Нам нужны льготы и отсрочки на оплату ЖКХ и кредитов!», — пишет одна из пользователей интернета.

Возмущены жители Белгородской области и тем, что «пока наши жители гибнут, Москва устраивает праздник и концерт». Крайне острую реакцию в регионе вызвали, к примеру, гуляния в честь Масленицы и годовщины «присоединения Крыма». По словам Елены, это показалось неуместным даже сторонникам Путина:

«До истерического смешно, что вот там условно в понедельник у москвичей там концерт о воссоединении с Крымом, песни, пляски, Масленица, а в Белгороде в это же время у нас уже два месяца подряд… Никто не объявляет траур по нашим погибшим. И, конечно, люди из-за этого очень злятся. Многие очень недовольны тем, что, по сути, на нас все забили».

Парадоксально, но на президентских выборах Владимир Путин в Белгородской области получил больше голосов, чем в среднем по России – 90,66% против 87,28%. Явка в регионе тоже была высокой – 87%, в то время как средний показатель по РФ – 77,5%.

image00002 1 политика featured, Белгород, Белгородская область, война в Украине, Россия

Избирательный участок в Белгороде на президентских выборах 2024

И по словам Елены, если для нее отношение властей к белгородцам не стало неожиданностью, то для ее знакомых, голосовавших на выборах за Путина, это стало ударом.

«Мне кажется, на самом деле сейчас больше всего за происходящее переживают люди, которые поддерживают Путина. Потому что люди, которые его не поддерживают и не поддерживали, мы давно смирились с тем, что, если что-то случится с городом, ему будет пофиг. В принципе, так и произошло».

Софья Демина