Фото: Гванца Джишкариани и Элене Капанадзе. Источник: Caucasus Business Week
— Идея открыть галерею возникла у моей подруги – художницы Гванцы Джишкариани. Наше видение сходится, и мы не стали ждать кого-то, кто сделал бы подобное раньше нас. Я и Гванца начали с витринной галереи в переходе на Орбелиани. Мы экспериментировали со структурой выставок: вместо того, чтобы привлекать в пространство галереи, стали частью самого пространства, в котором люди находятся. Кроме того, мы стремились сделать выставки доступными в любое время, а не в определенные часы работы. Наша основная цель состояла в том, чтобы представить иностранных художников грузинской публике.
— Выставочное пространство — как говорится, — это и стереометрия, и архитектура, и коммуникация… Насколько удобным было ваше первое место?
— В то время у нас не было бюджета, и выбранное место было довольно необычным. Мы пришли к интересному решению – показывать международное видео-искусство на экране. Позже начали сотрудничать с грузинскими художниками. Целый год мы работали в этом формате. Это было очень интересно, так как имело новый контекст – интерактив с разнообразной аудиторией. Несмотря на то, что мы были вдохновлены нашей работой, этот формат имел ограничения. Нам пришлось покинуть витрину, и это произошло вовремя, потому что мы стали уверенными в наших способностях работать в реальном пространстве. Мы переехали в текущую галерею и вернулись к традиционной практике. Хотя до сих пор не полностью согласны с ней.
— А это не означает, что Вы пошли на компромисс, отчасти отказавшись от изначальной концепции?
— Нет, почему же? Мы работаем с художниками, работы которых нас вдохновляют. Обычно это современные художники. На каждой выставке мы поддерживаем их видение, поэтому некоторые выставки в The Why Not Gallery можно назвать нестандартными. Это не означает, что каждая экспозиция должна быть такой – это происходит естественным образом. Каждая выставка имеет свою атмосферу, свое пространство, свои правила.
— Как вы находите художников?
— Большинство художников, с которыми мы начали работать, либо привлекли наше внимание в Интернете, после чего мы связались с ними, либо были нашими знакомыми. Художники могут отправить свое портфолио на нашу электронную почту, и многие это делают. У нас есть основное пространство и пространство поменьше, а также магазин, в котором продаются лимитированные товары, созданные в сотрудничестве с художниками. Некоторые из них не выставлялись у нас, но сотрудничали для создания товаров в магазине, и наоборот. Тем или иным образом, мы открыты для различных форм взаимодействия.
— Какая выставка может считаться успешной?
— Для нас успешная выставка – это та, которая приносит нам удовлетворение. Мы должны чувствовать, что достигли того, чего хотели. Результат должен нас вдохновлять, и мы не должны зацикливаться на количестве и социальном статусе посетителей. Это наше видение, но для аудитории это по-другому. Посетитель должен получить удовольствие, а также желание прийти вновь и стать постоянным гостем галереи.
— Можете ли вы назвать ваших любимых современных художников?
— Все, с которыми мы взаимодействуем, и многие другие. Искусство в Грузии активно развивается: появляется много новых творцов, и грузинские художники привлекают внимание международных галерей.
Меня это очень радует. У нас сейчас множество талантливых авторов, и каждый год приносит что-то новое. Я считаю, что деятели искусства играют ключевую роль в этом прогрессе.
— Тбилиси популярен своим стрит-артом. Недавно в Музее современного искусства Тбилиси прошла выставка Бенкси. На выставке была комната с грузинским стрит-артом, которую вы курировали. Также, вы коллаборировали с Коской и делали выставку под кураторством Мишико Сулакаури. В этом контексте, что вы думаете о стрит-арте в Грузии?
— Стрит-арт в Грузии, как и везде, захватывает внимание, ведь это ещё один способ выразить своё креативное мышление и точку зрения. Здесь можно найти множество потрясающих работ и проектов, которые стали чрезвычайно популярными среди жителей города на протяжении многих лет. Перенос стрит-арта в галерейное пространство представляет собой своего рода вызов. Выставки Мишико и Бэнкси приняли этот вызов. Увидеть в галерее или музее то, что ты привык видеть на улицах, — это абсолютно уникальный опыт.
Однако когда потом встретишь это на улице снова, начинаешь ценить это ещё больше. Помещение искусства в музей или галерейное пространство придаёт ему дополнительную ценность, которую оно заслуживает.
— С какими трудностями сталкиваются грузинские современные худоджники?
— Эти трудности во многом схожи с тем, что испытывают артисты по всему миру. Рынок искусства не столь обширен, и выживание как художника может быть очень сложным до тех пор, пока не достигнешь определенного уровня признания. Всегда возникает дилемма: стремиться ли к продажам для выживания или оставаться верным своему творчеству? И кажется, что эта проблема актуальна везде. Просто в некоторых местах она ощущается более остро.
Кроме того, в Грузии существует проблема доступности образования в области искусств. Однако мы живем в эпоху интернета, что позволяет самостоятельно обучаться, не покидая своего дома. Конечно, это непросто. В небольшом социуме очень сложно преодолевать ограничения и стремиться к большему. И снова, это вызов, который можно встретить повсюду.
— А с точки зрения галереи?
— Здесь также есть проблема с консервативным подходом покупателей. Они предпочитают приобретать работы знаменитых художников, нежели новичков. Даже если искусство молодых талантов им близко, они часто не уверены в его ценности, поскольку это не имя, знакомое им по опыту. Они предпочитают более комфортный выбор, чем работы современных художников.
Тем не менее, в настоящее время появляются молодые покупатели, которые готовы приобретать произведения, соответствующие их молодежной эстетике и вибрациям их поколения. Я считаю, что это признак изменения на рынке искусства.
— Какой совет вы могли бы дать начинающим художникам?
— Нужно много экспериментировать: с различными техниками, материалами. Возможностей для экспериментов множество, даже если мы живем в Грузии, где ресурсы не всегда так легко доступны. Даже если выставка не принесла ожидаемого успеха, это нормально. Иногда нам нужно увидеть что-то за пределами нашего воображения, чтобы закрыть эту главу и двигаться дальше. Молодые художники не должны бояться неудач и уходить из-за этого от творческой работы.
Искать выход из трудных ситуаций и при этом не потерять свою идею – это тоже важное упражнение, которому нужно уделять внимание. Я часто вижу, что искусство художников определяет их окружение.
Например, масштаб их работ часто зависит от доступного им пространства – работают они в большой студии или в маленькой комнате.
Образование играет ключевую роль, и важно всегда оставаться голодным к знаниям. Путешествия предоставляют отличную возможность для обогащения опыта. Существует множество открытых конкурсов и грантов, на которые могут претендовать художники. Важно помнить, что молодой художник – это человек до 35 лет! Покидая зоны комфорта и исследуя новые горизонты, мы расширяем свое мышление и видение мира. Даже если изначально вам откажут, не опускайте руки, ведь в неудачах скрыты точки роста.
Я надеюсь, что молодые художники пройдут через эти трудности и не будут ограничивать себя в своем творчестве.
— Какие ваши ближайшие планы на развитие TheWhyNot Gallery?
— В настоящее время мы готовимся к Тбилисской ярмарке искусства [Прим. автора: Tbilisi Art Fair пройдет с 11 по 14 апреля]. В прошлом году ее не было, и это нас очень расстроило. Это событие имеет огромное значение, оно объединяет всех любителей искусства. Я настоятельно рекомендую всем людям, увлеченным искусством, посетить мероприятия на этой неделе, поскольку помимо ярмарки весь город наполнен творчеством. Что касается наших галерейных проектов, впереди нас ждет увлекательный год: у нас есть несколько очень талантливых художников, которых мы планируем представить. Я очень рада этим перспективам.
Культурный игнор грузинских музеев: туристы не заходят, власти травят