После начала полномасштабного вторжения России в Украину правящая в Грузии партия, хоть и продолжала декларировать свое стремление к евроинтеграции, но не поддержала персональные санкции в отношении Москвы и всячески дистанцировалась от осуждения действий Кремля. В Москве к «прагматичному» подходу Тбилиси отнеслись благосклонно. Что, в частности, отразилось в последних заявлениях представителей Кремля. А это значит, что, скорее всего, Россия будет готова пойти на кардинальные шаги, чтобы «Грузинская мечта» осталась у власти и после парламентских выборов в октябре-2024.
Попытки Москвы продвинуть свои интересы в Тбилиси уже сказались на Цхинвали. Так, под раздачу попали три югоосетинских депутата, которых ФСБ России в начале февраля решило лишить российского гражданства, а затем и вовсе запретило въезд на территорию РФ. Ранее они занимались вопросами демаркации и демилитаризации т. н. границы с Грузией по декрету №2 1922 года «об образовании Юго-Осетинской автономной области». Но очевидно, что подобные инициативы из Цхинвали могли бы нарушить статус-кво и спровоцировать в Тбилиси критику в адрес правящей «Грузинской мечты» в преддверии парламентских выборов, что сейчас было бы крайне невыгодно Кремлю.
В результате в начале февраля Гарри Мулдаров, Давид Санакоев и Дзамболат Медоев получили уведомления от ФСБ России о лишении их российского гражданства. Как говорилось в заключении, спецслужба установила факт совершения ими действий, ведущих к «нарастанию напряженности и обострению военно-политической обстановки, в том числе вблизи государственной границы РФ».
Все три депутата пробовали подать иски по оспариванию заключения в суд по месту прописки во Владикавказе. Однако районные суды города отказались рассматривать дела, сославшись на то, что заявления должны принимать там, где находится отдел ФСБ, вынесший постановление.
Кульминацией этой истории стал запрет депутатам на въезд в Россию. В уведомлении от управления ФСБ Северной Осетии говорилось, что граница для них будет закрыта до 18 марта 2049 года. При этом, Санакоев, Мулдаров и Медоев уже пытались пересечь ее по де-факто паспортам оккупированного региона, которые были признаны РФ после войны 2008 года.
Примечательным многим показалось и то, что цхинвальские власти не спешили вступаться за депутатов, лишаемых российского гражданства. Де-факто президент Алан Гаглоев прокомментировал ситуацию только спустя несколько недель. По его словам, Санакоева, Медоева и Мулдарова лишили гражданства из-за их «настойчивости в продвижении поправок к закону «О государственный границе» в части разграничения территорий с Грузией». Действия депутатов могли привести к вооруженному конфликту с Грузией, объяснил Гаглоев.
«Ни у кого нет права подставлять республику под удар, начиная с президента. Ни у кого! Мы сегодня с вами прекрасно видим, что коллективный Запад делает все возможное, чтобы открыть второй фронт через Грузию или через Абхазию. Я сейчас не говорю, что они там интересы Грузии продвигают, но если посмотреть со стороны, что хочет сделать коллективный Запад и оппозиционные силы в Грузии и к чему могут привести вот эти шаги, то возникает очень большой вопрос».
Кроме того, т. н. парламент Южной Осетии с 6 марта три раза откладывал заседание по обсуждению этого вопроса. Дважды из-за отсутствия кворума и один раз из-за неявки де-факто президента.
Собраться «парламентариям» удалось только 29 марта. По результатам встречи они опубликовали обращение к Совету Федерации и Госдуме РФ. При этом из 34 человек на заседание явились лишь 27. А поддержали документ только 20 из них.
В своем обращении цхинвальские «депутаты» апеллируют к тому, что отношения между РФ и республикой «основываются на исторически сложившихся связях». Они отметили, что более 90% жителей Цхинвальского региона (всего их 53 000 человек) – также и граждане РФ.
В документе также подчеркивается, что «тысячи осетин» из региона «находятся на фронтах специальной военной операции», и все «были очень удивлены» получению заключений о действиях «депутатов».
Говорится и о том, что указаний на конкретные нарушения Санакоева, Мулдарова и Медоева нет, и лишение гражданства России этих людей «не способствует внутриполитической стабильности в Республике Южная Осетия».
По мнению самих же депутатов, они стали «жертвами» потепления грузино-российских отношений. Москва таким образом пытается избежать обострения с Тбилиси, считают политики.
«Я это связываю с потеплением российско-грузинских отношений и работой прогрузинского лобби в Южной Осетии», — сказал Давид Санакоев на видео, опубликованном в Telegram-канале «Новости Южной Осетии».
О том, что сближение с Тбилиси сегодня выгодно Москве, говорит и бывший глава временной администрации Южной Осетии в Тбилиси Дмитрий Санакоев:
«Нагнетание обстановки их заявлениями никак не решается, но то, что их публично лишают российского гражданства, показывает, что Россия в любой момент может поменять свое решение для всех жителей Южной Осетии».
По мнению Санакоева, Москва, преследуя свои интересы в Грузии, если не в моральном, то в геополитическом плане может поступиться интересами жителей Южной Осетии.
Это, кажется, уже понимают и в Цхинвали. «Госсоветник» де-факто президента и политолог Вячеслав Гобозов еще в середине марта в интервью газете «Южная Осетия» заявил, что сближение Москвы и Тбилиси может нанести вред «национальным интересам» самопровозглашенной республики. А это, по его мнению, гипотетически способно привести к ситуации, которая будет способствовать «сдаче» Россией Южной Осетии или Абхазии.
«Абхазию превращают в полигон»: зачем Россия восстанавливает аэропорт в Сухуми