Дело Магомеда Магомедова: выдает ли Грузия политбеженцев по первому требованию - SOVA
политика

Дело Магомеда Магомедова: выдает ли Грузия политбеженцев по первому требованию

Грузия все чаще отказывает во въезде в страну критикам Кремля или гражданским активистам. Но это, как показывает опыт, не самый плохой сценарий. Под угрозой - и безопасность тех, кого в страну пустили и даже предоставили статус соискателя политического убежища. Так произошло с уроженцем Дагестана Магомедом Магомедовым, который исчез из Грузии, а затем появился в заключении в России задолго до других громких похищений.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузия-Россия, Дагестан, Магомед Магомедов

Уроженец Дагестана Магомед Магомедов бежал из России в Грузию в 2012 году. Он незаконно пересек границу в районе села Лапанкури – того самого, где в августе того же года прошла громкая спецоперация. Возможно, это событие и стало причиной пристального внимания к Магомедову, который, перейдя границу, несколько месяцев провел в расположенном недалеко Панкиси.

События в Лапанкури в ущелье реки Лопота до сих пор вызывают споры. По официальной версии, грузинский спецназ нейтрализовал членов незаконного вооруженного формирования, перешедшего через Большой кавказский хребет из России. Утверждалось, что группа похитила нескольких жителей села Лапанкури. В ходе столкновений погибли 14 человек, в том числе трое сотрудников правоохранительных органов.

Лопотская спецоперация прошла буквально за месяц до парламентских выборов в Грузии, по итогам которых власть в стране сменилась. Пришедшая на смену правительству Саакашвили «Грузинская мечта» использовала инцидент в Лапанкури в политических целях для критики своих предшественников. Именно тогда и был задержан Магомед Магомедов. Его обвинили в нарушении режима и в декабре 2012 года приговорили к двум годам заключения.

Отбывать наказание, однако, пришлось недолго. Уже в январе 2013-го уроженец Дагестана попал под амнистию и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, преследуемый на родине Магомедов попросил правительство Грузии предоставить ему политическое убежище, получил статус соискателя и остался жить в Тбилиси.

inie prichini политика featured, Грузия-Россия, Дагестан, Магомед Магомедов

Сестра Магомеда Хадижат утверждает, что брату не давали покоя представители правоохранительных органов, и при любом удобном случае вызывали в отдел полиции. Он знал, что чем-то не угодил силовикам, поэтому старался не привлекать лишнего внимания, но это не помогало. В результате мужчина решил незаконно перейти в Грузию.

«Полицейские Хасавюртовского района его не оставляли в покое, любой инцидент – Магомеда сразу вызывали в структуру, дома проводили обыски. Полицейские оскорбляли его и жену. Когда Анастасия была беременна, один из них ткнул ей в живот автоматом, затем спросил: «Что, бомбу носишь?», — рассказывала Хадижат «Кавказскому узлу».

Спустя два месяца после получения статуса соискателя убежища, в апреле 2013 года, Магомед Магомедов вышел из дома в тбилисском районе Глдани и больше туда не вернулся. Жена Анастасия Богданова рассказывает, что незадолго до этого ему звонили друзья, говорили, что ждут его у мечети для совершения намаза. Магомед сразу вышел из дома, но через полчаса звонившие друзья пришли в квартиру узнать, почему он так и не появился.

По словам сестры Хадижат, сначала семья искала пропавшего своими силами: проверяли в ближайших мечетях, у знакомых. Но когда поиски не увенчались успехом, забили тревогу. Родственники Магомеда подали заявление в полицию спустя три дня после исчезновения. По информации министерства внутренних дел Грузии, поиски были начаты в тот же день. При этом, как утверждает Хадижат, буквально сразу после исчезновения брата стало известно, что он находится в Абхазии.

Новые сведения появились только в 2014-м. В этом семье помог «Красный крест». МВД РФ подтвердило гуманитарной организации, что Магомед Магомедов находится на территории России. В предоставлении дополнительной информации правоохранительные органы отказали.

Сестра Магомедова тогда заявляла, что тот может быть «на Лубянке, где располагается следственный орган ФСБ». С 2014 года о Магомеде ничего не известно.

Четыре сестры из Дагестана сбежали от домашнего насилия в Грузию

Как Магомед Магомедов попал в Россию

Согласно архивной базе МВД, Магомедов находится в розыске в РФ по статье об организации незаконного вооруженного формирования с октября 2013 года. Об этом знали и в министерстве внутренних дел Грузии, в связи с чем ему выдали статус соискателя политического убежища. При этом, несмотря на розыск, Магомед, вероятно, не так сильно был нужен России, поскольку она официально даже не запрашивала его выдачи. Но семья убеждена: Тбилиси передал Магомеда с целью «ублажить» Москву.

Некоторые родственники считают, что мужчину задержали непосредственно сотрудники МВД Грузии, чтобы выдать российской прокуратуре за участие в вооруженных формированиях «Имарата Кавказа» – исламистского движения, действовавшего на Северном Кавказе.

В свою очередь, грузинские СМИ писали, что Магомедов «был знаком с одним дагестанцем, который остался в живых после спецоперации в Лопоте и затем смог перейти на территорию Дагестана. По словам Магомедова, дагестанец предлагал ему воевать против российской власти, но получил отказ».

Родственники утверждают, что все документы пропавшего остались в Тбилиси. Тем не менее, Магомедов каким-то образом пересек границу, попав в страну, из которой бежал.

«Спасти киллера»: Путин хочет вернуть убийцу Зелимхана Хангошвили

Магомед Магомедов – не единственный

Истории с неожиданными исчезновениями тех, кто считал Грузию безопасным местом для себя, происходили и после инцидента с Магомедом Магомедовым. Так, в 2017 году произошло похищение Афгана Мухтарлы – азербайджанского журналиста и активиста, который также запросил в Тбилиси политическое убежище. На родине он выступал с критикой режима Алиева, писал о коррупционных схемах, а со временем, когда это стало опасным, бежал в Грузию.

Мухтарлы исчез в Тбилиси, а нашли его в Азербайджане. В январе 2018 года суд вынес приговор – шесть лет тюремного заключения за контрабанду и незаконное пересечение границы. В марте 2020-го Афган вышел из тюрьмы, заявив, что о его похищении знали олигарх Бидзина Иванишвили и тогдашний премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. Позже бывший замначальника Службы госбезопасности Сосо Гогашвили подтвердил это, назвав похищение Мухтарлы примером «слепого выполнения незаконных поручений» Бидзины Иванишвили.

История с предполагаемой «выдачей» нужного человека произошла и совсем недавно – в 2023 году. Российский активист Рафаил Шепелев тоже бежал в Грузию из-за преследования за свою деятельность. Шепелев был участником НПО «Артподготовка», которая в РФ считается ультраправой и запрещена на территории страны.

В Грузию мужчина приехал в 2021 году, оставался в Тбилиси и не планировал возвращаться на родину, по крайней мере, добровольно. Но 12 октября 2023-го Рафаил вышел из дома в районе Мтацминда, пообещал коллеге вернуться после обеда, но пропал. Полиция объявила его в розыск. Позже стало известно, что мужчина находится в российском СИЗО по обвинению в «совершении преступления террористической направленности».

МВД Грузии распространило информацию о том, что Шепелев отправился на такси в село Кирбали в районе линии оккупации Южной Осетии. Там он подошел к российским оккупантам, и те увели его в сторону Цхинвали. Предположительно, так Рафаил оказался в России, где его осудили сперва за «мелкое хулиганство», а затем – за «участие в террористической организации».

Инциденты с исчезновением иностранцев, находивших в Грузии убежище, заставило правозащитников говорить о нарушении базовых принципов демократии и верховенства закона в стране. Долгое время Грузия считалась «островком безопасности» в регионе, здесь оседали многие активисты, журналисты и политические деятели из соседних стран с более низкими стандартами демократии. Но похищения соискателей убежища, а также отказы во въезде критикам режима в Кремле, стали ударом по имиджу Грузии как страны, где безопасно находиться.

Афган Мухтарлы: Грузия для нас стала опасным местом

SOVA