Первые случаи внезапного недомогания у американских чиновников в разных точках планеты были зафиксированы еще в 2014 году, но свое название этот синдром получил после инцидента в кубинской столице, когда сотрудникам местного американского консульства неожиданно становилось плохо, накатывала мигрень, кружилась голова, наблюдались проблемы с концентрацией, людей преследовали приступы тошноты и паники, которые продолжались месяцы, а то и годы.
Более 100 таких эпизодов были основательно изучены, ученые смогли исключить психосоматику, на которую ранее ссылались врачи, и выявить травмы разных участков мозга у людей, переживших описанные эпизоды. Правда, все еще неизвестно, что именно способно так влиять на организм человека, главный подозреваемый – импульсное микроволновое излучение.
Случай в Тбилиси
Когда это случилось, Джой была дома, ждала возращения сына из школы. Она переехала в Грузию вслед за мужем – дипломатом, они поселились на тихой улочке недалеко от американского посольства в Тбилиси. На календаре было 7 октября 2021-го, к тому моменту семья жила в Грузии более полутора лет.
Джой хлопотала по дому, когда ощутила удар с левой стороны, со стороны окна ее накрыло какое-то поле, похожее на волну, женщине стало плохо, сильно заболела голова. Она доползла до ванной, где звук будто бы исчез, Джой стошнило.
Напуганная женщина позвонила мужу и попросила приехать, в его ожидании она выглянула на улицу, когда вдруг заприметила у дома незнакомую машину, возле нее стояли высокий светловолосый мужчина и девочка, одетые очень торжественно, Джой решила сфотографировать подозрительное авто, заметив это, незнакомцы скрылись.
Так в Тбилиси предположительно был зафиксирован первый случай «гаванского синдрома». Историю журналистам рассказала сама Джой, к слову, имя героини изменено.
Как пишет The Insider, после этого происшествия состояние Джой, которая до этого была полностью здорова, стало обостряться. Женщина страдала от постоянных приступов мигрени, дезориентации, ей было сложно подняться по лестнице и даже просто перевернуться на кровати из-за головокружения, а еще Джой стала очень восприимчива к звукам. В двух престижных американских университетах женщине диагностировали редкое неврологическое заболевание – синдром Минора – это повреждение внутреннего уха, оно либо врожденное, либо происходит в результате травмы. Травм у супруги американского дипломата не было, врожденных патологий тоже. Пациенты с синдромом Минора страдают от мигреней, нарушения координации и слуха вплоть до того, что они могу слышать собственное моргание и движение глазных яблок.
А теперь начинается целый ряд подозрительных совпадений или взаимосвязей, которые нашли журналисты. Чтобы не путать вас именами и датами, я попыталась максимально их упростить, выделив три странных совпадения.
Как утверждает CBS, одновременно с описанным случаем, в Тбилиси произошел еще один, также связанный с американским чиновником. За день до этих эпизодов на улице, где жили семьи сотрудников посольства США, были перехвачены телефонные разговоры на русском языке. Как утверждают источники CBS, на записи мужчина спрашивает: «У него должны быть мигающие зеленые лампочки?», «Мне оставить его включенным на всю ночь?».
В самом начале я упомянула спецподразделение 29155, это одно из самых известных подразделений российской военной разведки, его еще называют элитным. Сотрудники этой части известны в узких и не только кругах, они фигурировали во многих громких делах, в том числе в деле об отравлении семьи Скрипалей.
Супруга американского чиновника, которую мы называем Джой, опознала по фотографии одного из сотрудников этого подразделения, сына руководителя части 29155 Альберта Аверьянова. Журналисты утверждают: на момент происшествия с Джой Аверьянов-младший находился в Тбилиси. The Insider выяснил, что 30 сентября мужчина отправился в Ташкент, на следующий день на его узбекский номер позвонили, этот звонок стал последним, который примет Альберт в течение следующих 10 дней. Спустя 40 минут после разговора из аэропорта Ташкента вылетит самолет до Тбилиси.
Синдром Минора – очень редкое заболевание. По данным The Insider этот синдром в России почти никто не изучал, помимо военно-медицинской академии имени Кирова – одного из главных полигонов, где «ГРУ исследует влияние своих препаратов и орудий на организм человека и животных», пишет издание. В статье утверждается, что сотрудники академии консультируют ГРУ-шников, в частности, ее авторы упоминают врача Сергея Чепура. Вместе с тем, оказывается, замкомандира части 29155 даже получал финансирование от госфонда, предназначавшееся для изучения «потенциальных возможностей нелетального акустического оружия при военных (боевых) действиях в городе».
В общем, авторы статьи, к слову, известные и уважаемые журналисты-расследователи, нашли такие взаимосвязи не только в случае с Грузией. В статье описаны инциденты во Франкфурте, Белграде и Ханое, которые также посещали сотрудники российского ГРУ, а потом у американских дипломатов на месте проявлялся «гаванский синдром».
История с «гаванским синдромом» в целом очень запутанная, консенсуса по ней нет. Например, в прошлом году в Вашингтоне заявили, что причиной недомоганий у чиновников вряд ли является «иностранный противник», они предположили, что дело скорее всего в обычных болезнях и факторах окружающей среды. Тем не менее, пресса не перестает освещать и изучать подозрительные эпизоды.
По мнению авторов статьи, ответа на вопрос, зачем Кремлю могли понадобиться такие атаки – нет. Однако они отмечают, что стратегия возымела эффект: многие сотрудники не хотят работать по российскому направлению, понимая, что могут стать инвалидами и при этом даже не получить должной помощи, поскольку многие из пострадавших сталкивались с тем, что их жалобы списывали на психическое расстройство.