Автор первого пенальти в решающем матче Грузия-Греция Георгий Кочорашвили первым из Нацинальной сборной Грузии совершил «политическое пенальти». В день «Марша свободы» против принятия закона об иноагентах спортсмен в своем Instagram опубликовал фото маленькой племянницы с флагом Евросоюза. Этот пост моментально разлетелся по соцсетям. Восхищенные грузины репостили публикацию и подписывали ее так:
«Лидер тот, кто в каждую борьбу вступает первым. Первым берет на себя удар и до конца ведет команду».
Спустя час профиль Кочорашвили в Instagram уже невозможно было найти. Точная причина остается неизвестной. По версии пропагандистского POSTV, «вызванный представителями «Нацдвижения» ажиотаж» и «политическая интерпретация» вынудили футболиста полностью удалить свой аккаунт. Другие считают, что это – дело рук проплаченных правительством троллей и ботов, которые массово стали жаловаться на страничку Кочорашвили.
«Кто-то решил: а давайте-ка мы забаним его, а то он – один из главных героев исторического матча, и многие за ним последуют. И вот после атаки троллей и ботов аккаунта не стало», – пишут пользователи социальной сети.
Новая волна восхищения накрыла грузинский сегмент Facebook после того, как отец футболиста, Роин Кочорашвили, выложил на своей странице удаленный пост сына. Следующей публикацией был статус:
«Путь Грузии – в Евросоюз».
Уже после того, как посты Кочорашвили-старшего молниеносно разнеслись по соцсетям, он написал:
«Звонят очень много журналистов. Простите, что не отвечаю. Наша позиция зафиксирована здесь. Готов поплатиться жизнью: позиция неизменна».
В «Грузинской мечте» этот случай не оставили без внимания. Первое заявление сделал тот, кто к футболу в правящей команде ближе всех – генсек партии, бывший футболист итальянского клуба «Милан» Каха Каладзе. Слова отца Кочорашвили он напрямую связал с личными партийными интересами, фактически заявив, что поддержка евроинтеграции означает принадлежность к «нацам», то есть к «Единому национальному движению».
«Чему вы удивляетесь? В чем проблема? Роин Кочорашвили – «нац». Не секрет, что он является представителем партии Георгия Гахария. Вы знаете это лучше меня», – сказал Каладзе журналистам.
Следом генсек правящей партии добавил, что в Европу хотят все. В том числе, он сам:
«Думаете, мне не нужна Европа? Прежде всего, я хочу, чтобы Европа была в Грузии».
Лидер большинства Мамука Мдинарадзе в отношении самого футболиста Кочорашвили свой тон в отличие от предыдущего спикера смягчил. И заверил, что несмотря ни на что останется его болельщиком.
«Он такой крутой человек, такой крутой футболист, такой крутой пенальти забил и такую историю сотворил… Как бы в политике в будущем он ни промазал, как бы ни озвучил какой-то неправильный месседж, хотя такого и не было, я все равно буду его болельщиком», – заявил Мдинарадзе.
Но пока «российский закон» не будет отозван, Европа, которую Каладзе хочет видеть в Грузии, может в страну не прийти, опасаются в политических кругах. Ведь Тбилиси из-за недемократических шагов могут лишить статуса-кандидата на вступление в ЕС.
Механизм «реверса»: может ли Евросоюз отозвать статус кандидата у Грузии
Но в «Грузинской мечте» поддержку евроинтеграции решили выдать за приверженность конкретной партии. Хотя все последние опросы показывают: членство Грузии в ЕС поддерживает 80% населения, и это сторонники разных политических движений.
Кроме того, в опубликованном футболистом посте не было ничего нового. Еще в прошлом году, во время первой попытки принятия аналога российского «закона об инагентах», публикации с критикой законопроекта и поддержкой евроинтеграции выкладывали многие члены Национальной сборной.
Бомбардир Хвича Кварацхелия писал: «Будущее Грузии – в Европе». Он же, поднявшись после победного матча на сцену к болельщикам на площади Первой Республики, прокричал: «Куда мы идем? В Европу!». На той же сцене, надо отметить, одного из инициаторов «российского закона», премьер-министра Ираклия Кобахидзе, болельщики громко освистали.
Позиция грузинских футболистов в 2023 году выглядела так:
Зурико Давиташвили: «Будущее Грузии – в Европе»
Георгий Мамардашвили: «Существует только один путь»
Георгий Циташвили: «Нет российскому закону»»
Буду Зивзивадзе: «Грузия была, есть и будет Европой».
Георгий Кашия: «У европейского выбора нет альтернативы»
Ника Квеквескири: «Наше настоящее и будущее может быть только европейским. Я стою там, где моя родина и мой народ»
Но пока Грузия вступит в Европу как минимум в спортивной форме Национальной сборной, которая в июне сыграет в немецком Дортмунде первый матч в финале Евро-2024. И согласно одной из версий, «Грузинская мечта» может использовать это событие в своих политических целях.
«Не знаю, как они будут затягивать время. Если в ближайшее время начнут принимать этот закон, значит, они спешат. Но Мдинарадзе сказал, что спешить не будут: «Мы будем обсуждать это в парламенте, комиссиях, комитетах, у народа спросим…». Если это так, и мы увидим, что хотя бы на месяц затягивается время, значит, они ждут футбольного сезона. Есть такая версия, что на этой эйфории они примут закон», — говорит конфликтолог Паата Закареишвили.
По его словам, это будет «очень подло», но неудивительно:
«Когда люди будут сидеть у телевизоров, они будут принимать такие решения».
Похожую же точку зрения выражает и основатель новой оппозиционной партии «Ахали» Ника Гварамия. По его словам, заявления лидера «Мечты» Мамуки Мдинарадзе о том, что они не собираются подобно прошлому году принимать закон в ускоренном порядке, является ловушкой.
«Он не будет принят только потому что планируется принять его в июне, во время Чемпионата Европы. Чтобы не было протестов и людям просто было некогда выражать свой протест», – говорит Гварамия.
Тем временем, «Грузинская мечта» уже пытается получить дивиденды из футбольной эйфории. На фоне скандала с попыткой властей вновь протащить «российский» закон, премьер Кобахидзе открыл заседание правительства с позитивной повестки – поручил министру экономики начать работу над увеличением числа прямых рейсов в Германию и установления приемлемых для граждан Грузии цен на билеты.
Спортивная «Мечта»
В «Грузинской мечте» к футболу относятся трепетно. В правящей команде есть как бывшие футболисты, так и преданные фанаты. И хотя в феврале 2022 года тогдашний премьер-министр Ираклий Гарибашвили в связи с матчем по регби с Россией заявил, что надо «отделять спорт от политики» и не допускать «каких-то интриг, провокаций, авантюр», сами власти активно используют такие спортивные интриги.
В 2022-м осеннюю сессию в парламенте открыли вопросом Хвичи Кварацхелия – «Мечта» решила выяснить, кто больше радуется успехам футболиста «Наполи» – власти или оппозиция. Ираклий Кобахидзе тогда заявил, что последние недовольны успехами грузинских спортсменов в целом:
«Националы» не оставили ни один вид спорта, в котором бы не противостояли самым успешным его представителям».
При этом «Грузинская мечта» всегда старалась быть там, где есть спортивный успех. Премьер Гарибашвили публиковал фото с самым молодым грузинским футболистом в своем Facebook с подписью: «Наша гордость – Хвича Кварацхелия!».
В августе 2021 года члены «Мечты» выложили коллективное фото с тяжелоатлетом, двукратным олимпийским чемпионом Лашей Талахадзе. Его же власти включили в предвыборный рекламный ролик с поддержкой кандидата в президенты Саломе Зурабишвили, за которую тогда агитировала «Грузинская мечта». В предвыборной кампании правящего большинства принимал участие и успешный теннисист Николоз Басилашвили.
Таким образом, правящая партия, несмотря на публичное призывы не мешать спорт с политикой, активно использует спортивные достижения для формирования своего политического имиджа.