Политическое решение
«Это было политическое решение. Суд этого решения не принимал», — заявила адвокат 22-летнего активиста Лика Битадзе сразу после вынесения приговора Лазаре Григориадису.
Активист обвинялся в поджоге полицейской машины и использовании «коктейля Молотова», который, по версии прокуратуры, он кинул в сторону правоохранителей во время прошлогодних акций против законопроекта об иноагентах.
12 апреля Тбилисский городской суд полностью разделил позицию обвинения, признав Григориадиса виновным по двум статьям Уголовного кодекса – покушение на здоровье полицейских и повреждение или уничтожение чужой вещи путем поджога.
Прокуратора все это время утверждала, что в деле достаточно доказательств виновности Григориадиса – это показания пострадавших полицейских и очевидцев, а также экспертов. Однако родственники активиста и представители неправительственных организаций, следившие за процессом, уверены: власти решили демонстративно наказать Лазаре за участие в протестах.
В НПО «Центр социальной справедливости» заявляют, что доказательства обвинения по делу Григориадиса противоречивы и неубедительны. На кадрах, которые использовались против активиста, виден мужчина в маске, кепке и капюшоне, однако это не позволяет его идентифицировать, говорят правозащитники.
В июле 2023 года эксперт-химик, который исследовал одежду Лазаре Григориадиса, нашел следы нефтепродуктов только на куртке. Хотя были осмотрены также пальто, шапка и обувь обвиняемого. Показания эксперта не подтверждают вину Лазаре, говорила адвокат Лика Битадзе.
Прокуратура также не представила документальные доказательства того, что именно Григориадис бросил «коктейль Молотова» в полицейских. Да и сами правоохранители не видели, как он кинул зажигательную смесь, утверждают правозащитники. Кроме того, НПО отмечают: эксперт, опознавший Григориадиса на видео и написавший заключение о том, что это именно Лазаре, имеет лишь двухлетний опыт работы.
Много вопросов у правозащитников – и к задержанию активиста. В полицию его вызвали без адвоката. Первые показания молодой человек также давал без присутствия защиты.
В начале апреля 20 неправительственных организаций выступили с совместным заявлением, в котором указали, что процесс над Григориадисом искусственно затягивается. По их словам, судья нарушил требование уголовно-процессуального кодекса, когда попросил Лазаре присутствовать в зале суда, чего тот делать не обязан по закону. Григориадис пояснил, что из-за стресса ему трудно находиться в переполненном зале, но этот довод был проигнорирован. В результате, вынесение приговора молодому человеку откладывалось несколько раз.
Выступая дистанционно на заседании Тбилисского горсуда 8 апреля с заключительным словом, Лазаре Григориадис отверг все обвинения в свой адрес и подчеркнул, что столкновения начались «после того, как полиция начала нарушать свободу выражения мнений».
Но критика звучит не только в адрес правоохранителей. Сайт mona.ge (от слова «мона» – «раб») – проект партии «Гирчи – Больше свободы» и движения «Дроа!», в рамках которого оппозиционеры разоблачают госслужащих Грузии, продвигающих российские интересы – уже включил в свой список судью и прокурора, рассматривавших дело Григориадиса.
«Против Лазаре имеются лишь показания полицейских, которые вспомнили, что видели его, только когда это понадобилось властям. Также при описании Лазаре они не упоминали главных характеристик – татуировок под глазами, поскольку Лазаре не видели вживую и узнали его только из фотографии, удостоверяющей личность. Понятно, что дело не просто сфальсифицировано, «Грузинская мечта» хотела наказать кого-то за мартовские действия, выбрала Лазаре и в качестве примера приговорила его к 9 годам лишения свободы», — написали авторы списка.
Реакция жителей Тбилиси на приговор Лазаре Григориадису [опрос]
«Мечта» против «анархистов» и «сатанистов»
Оппозиция и активисты уверены: власти выбрали Григориадиса своей жертвой неслучайно. Молодой человек «идеально подходит для их кампании черного пиара» против «анархистов» и «сатанистов» в стране. «Грузинская мечта» стала использовать такую риторику после того, как была вынуждена отозвать из парламента скандальный законопроект.
Татуировки, пирсинг, крашенные волосы, негрузинская фамилия и участие в другом уголовном деле (в сентябре прошлого года Лазаре был приговорен к 1 году и 6 месяцам лишения свободы за участие в драке с отцом и нанесения ему ранения). Все эти приметы стали частью «кампании» представителей правящей партии по дискредитации участников прошлогодних протестов, движущей силой которых стали преимущественно представители поколения GEN-Z, рожденные на рубеже 2000-х.
На следующий день после задержания Григориадиса тогдашний председатель правящей партии, а сегодня премьер-министр Ираклий Кобахидзе намекнул на ориентацию молодого человека:
«У него спутана всякая ориентация, и такие люди совершали насилие в отношении полицейских».
Не дожидаясь решения суда, с обвинениями в адрес активиста выступил и Ираклий Гарибашвили, занимавший на тот момент пост премьера:
«Один из анархистов бросал в полицию «коктейли Молотова». То есть этот человек осознанно намеревался сжечь полицейских живьем. Я озвучил свою позицию: мы никому не простим подобного. Это красная линия, и мы будем бескомпромиссны».
По оценке правозащитников, заявления представителей власти нарушают презумпцию невиновности Григориадиса. В Ассоциации молодых юристов Грузии (GYLA) также отметили, что заявление Кобахидзе было не только носило дискриминационный и гомофобный характер, но и было нацелено на формирование негативного отношения к Григориадису в обществе.
«Политический заказ в данном случае, как видно, в показательном наказании Лазаре Григориадиса для внедрения в обществе, особенно среди молодежи, страха и ожидания того, что участие в акциях протеста может любому из них слишком дорого обойтись», — отмечалось в заявлении более 20 организаций.
«Процесс»: показательный суд над Лазаре Григориадисом на фоне возвращения «российского закона»
Решение за президентом
После вынесения приговора Григориадису близкие активиста заявили, что намерены добиться его освобождения посредством помилования президентом Саломе Зурабишвили. Мать Лазаре Тамта Каландадзе прямо из зала суда отправилась к администрации главы государства.
«Мы сделаем все возможное, чтобы спасти Лазаре из этих лап. Я не общалась напрямую [с президентом]. Но многие сообщили госпоже президенту о Лазаре, и она проинформирована. Я надеюсь, что она его помилует», — заявила Тамта Каландадзе.
Решение Тбилисского городского суда назвал «позорным» дедушка Лазаре Гия Каландадзе. Он также заявил, что намерен добиваться освобождения внука.
Во время протестов в марте прошлого года Саломе Зурабишвили поддержала протестующих против «российского закона» и заявила, что наложит на него вето в случае его принятия. После повторного инициирования законопроекта в этом году президент еще раз подтвердила свою позицию, подчеркнув, что правящая партия «показала свое лицо» и саботирует европейский путь и будущее Грузии. И такая позиция президента, по мнению многих экспертов, не исключает возможной амнистии для Лазаре, который стал единственным осужденным участником тех протестов.
Между тем, сотрудники МВД еще в ноябре прошлого года обращались к Зурабишвили с призывом не принимать решение о помиловании Григориадиса. С совместным заявлением выступили сотрудники силовых структур, называвшие себя пострадавшими, чьи имена, однако, были скрыты.
О негативных последствиях для президента в случае ее решения о помиловании молодого активиста уже заявили и представители правящей партии. Вице-спикер парламента Гия Вольский предостерег Зурабишвили:
«Человек, решивший поджечь и [попытавшийся] убить человека, является национальным героем в определенной политической группе. Саломе Зурабишвили входит в эту политическую группу. С политической точки зрения для нее будет очень плохо подписать такое помилование».
[SOVA-блог] «Сатанисты» и «фашисты»: власти Грузии говорят на языке черной пропаганды