- Автор, Светлана Дорош
- Должность, Украинская служба Би-би-си
Спустя почти год после катастрофы на Каховской ГЭС экологи говорят о признаках возрождения природы на территории, где было водохранилище. А в XVI–XVII веках здесь была часть Запорожской Сечи, Великий Луг, который простирался до острова Хортица.
Сразу после катастрофы, приведшей к гибели сотен людей и уничтожению природы, звучали печальные прогнозы. Предполагали, что здесь на много лет останется или мертвая земля, или болото.
Но сейчас есть все признаки того, что природа Великого Луга восстанавливается быстрыми темпами.
Единого мнения о том, что делать с этой территорией, нет. Энергетики хотят восстанавливать ГЭС, а экологи призывают возродить Великий Луг как природный заповедник и объект исторической памяти.
Но из-за войны дискуссии о будущем остаются теоретическими. Территория бывшего Каховского моря остается непроходимой для военной техники «серой» буферной зоной между ВСУ и российскими войсками.
Украинская служба Би-би-си собрала мнения и оценки того, как может выглядеть эта земля после освобождения.
«Крутанули колесо истории назад»
В 50-х годах прошлого века руководители СССР считали строительство Каховской ГЭС и создание водохранилища успешным проектом. Он существенно улучшил жизнь в южных регионах Украины — обеспечил пресной водой засушливые территории, а ГЭС давала больше электроэнергии местным предприятиям.
Тот факт, что водохранилище площадью около двух тысяч квадратных километров образовали на месте более 90 сел, расположенных на исторической территории, мало волновал советских руководителей.
«В 50-х для нашего края это была большая трагедия. Людей выселяли из домов и просто у них на глазах вся их жизнь с деда-прадеда исчезала под водой, — писала в фейсбуке бывшая жительница Херсонской области Алина Семерякова. — Символично, что, взорвав дамбу, недолюди крутанули колесо истории назад — и получается, выпустили на волю особое, сакральное для Украины место — Великий Луг».
Отец — Великий Луг, а Хортица — мать
Великий Луг — это историческое название местности в Днепровских плавнях, бывшей частью Запорожской Сечи.
Как считают историки, остров Хортица был крепостью запорожского казачества, а Великий Луг — хозяйственной частью. Здесь семьи казаков жили, занимались земледелием, выращивали скот. Кроме того, эту территорию защищали от врагов плавни и плотные леса.
В учебниках истории упоминается старая казацкая пословица: «Сечь — мать, Великий Луг — отец, там надо и умирать». А Тарас Шевченко в одном из своих стихотворений так же «отцом» называл Великий Луг, а «матерью» — Хортицу.
«Хортица в нашем понимании — это и есть Сечь, хотя это был также один из важнейших элементов Великого Луга, к счастью, не затопленный. Сечь была лагерем, ставкой, гарнизоном. Луг — хозяйством и убежищем. Сечи не было бы, если бы не было Луга», — так описывал значение Великого Луга публицист Виталий Портников.
Поэтому возрождение экосистемы на месте Каховского моря считают сверхважным не только экологи, но и историки и археологи.
Но хватает и голосов тех, кто утверждает, что «романтики оторвались от реальности, поскольку даже если гипотетически представить естественное возрождение Великого Луга, оно может длиться десятилетия». Так, в частности, писал журналист Роман Кабачий, также выходец с Херсонщины.
«Здесь могут быть десятиметровые ивы»
Сегодня, как рассказывают экологи, несмотря на печальные прогнозы последствий уничтожения Каховской ГЭС — а говорили о перспективах или мертвой земли с пылевыми бурями, или заболачивания — здесь быстрыми темпами возрождается растительность.
Как говорит председатель правления Украинской природоохранной группы Алексей Василюк, как это ни странно, территория начала быстро зарастать. На конец осени 2023 года там уже были ивы высотой 2,8 метра.
«Сейчас мы сравниваем спутниковые снимки, сделанные после катастрофы, с аэрофотосъемкой 1943 года прошлого века — то есть до строительства ГЭС и появления водохранилища. И невероятно, что там, где когда-то были леса, сейчас восстанавливаются леса, а там, где были луга, восстанавливаются луга. Природа полностью вспомнила, что здесь должно быть», — рассказывает эколог.
Ученые, несмотря на угрозу артиллерийских обстрелов с левого берега, где находятся российские войска, мониторят изменения на этой территории. В первой в 2024 году экспедиции две недели назад участвовал завкафедрой ботаники ХГУ, доктор биологических наук Иван Мойсиенко.
«Зарастание только начинается. Но растительность восстанавливается очень быстро. Думаю, что через десять лет там может быть настоящий ивовый лес, с деревьями высотой до 10 м», — рассказывает он Украинской службе Би-би-си.
Подпишитесь на нашу имейл-рассылку, и каждый вечер с понедельника по пятницу вы будете получать самые основные новости за день, а также контекст, который поможет вам разобраться в происходящем.
Этому, в частности, способствует половодье. По словам ученого, говорить о том, что на Великий Луг возвращается вода, как писали в СМИ, было бы не совсем корректно, поскольку сейчас идет естественный процесс, как это происходило и при существовании водохранилища. Однако, говорит профессор, прибывающая вода играет важную роль для этой земли.
«Тогда уровень воды в нем поднимался весной на 30-50 см и через некоторое время снижался. Сейчас ситуация повторяется. Уровень воды упадет в мае. Но, конечно, половодье важно для нереста, для восстановления растительности. Почва была очень сухая осенью, сейчас она увлажняется», — рассказывает он.
«На сегодня где-то треть водохранилища или больше ничем не заросла, поэтому теперь есть надежда на прорастание растений. Мы прогнозируем, что ивовый лес и дальше будет увеличивать свою площадь», — говорит Иван Мойсиенко.
А что касается воды, отмечает ученый, то ее там уже достаточно, около 12% от всей территории, «приблизительно столько же, как и во времена Великого Луга».
Экологи не сомневаются в том, что восстановление природы на месте бывшего водохранилища должно продолжаться и дальше, и настаивают на том, что эту территорию следует использовать для зеленой энергетики, а регион переводить на ресурсосберегающие технологии в аграрном секторе и металлургии.
«Сейчас в селах строят водопроводы. Люди не ждут конца войны. И не будут ждать, пока Укргидроэнерго построит станцию. Она тогда уже будет не нужна, потому что вода у людей будет через год-два», — говорит профессор Иван Мойсиенко.
Экологи также считают, что есть больше шансов привлечь иностранные инвестиции в экологические проекты, которым и должно стать возрождение Великого Луга, а не, как выразился Алексей Василюк, «в бетонную глыбу».
«Сейчас современный тренд в Европе — это разрушать плотины. ЕС до 2030 года запланировал вернуть в естественное русло 25 тыс. километров рек (речь идет о „Стратегии ЕС по биоразнообразию“ — Ред.). Это означает, что наоборот, будут убирать дамбы, а не строить их», — говорит Иван Мойсиенко.
«Это будет большая Аскания-Нова»
Однако энергетики и гидрологи другого мнения. Они считают, что восстановление ГЭС и водохранилища является жизненно необходимым.
Инженер-гидротехник, гидролог Виктор Демьянов подчеркивает, что прежде всего речь идет об острой необходимости подачи воды в засушливые регионы Юга.
«Без орошения там будет очень трудно вести сельское хозяйство. Выращивать можно будет только ранние зерновые. Кукуруза, овощи, арбузы без орошения расти не будут. То есть территория превратится в полупустыню, большую Асканию-Нову», — говорит Виктор Демьянов в интервью «Суспільне. Дніпро».
По данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, Каховское водохранилище было источником орошения для 94% систем в Херсонской, 74% — в Запорожской и 30% — в Днепропетровской областях. В целом водой из Каховского моря орошали почти 600 тысяч гектаров земли.
Кроме того, гидролог Виктор Демьянов говорит, что без водохранилища воды не будет хватать предприятиям региона.
Несколько водопроводов для подачи воды из Днепра, которые строят сейчас, могут помочь дефициту воды жителям южных областей, но этого мало для промышленности, считает он.
По мнению Демьянова, новое водохранилище может быть меньше по объемам. «А наполнить его можно будет за полгода — именно столько надо, чтобы набралась вода», — уверяет он.
Свои аргументы есть и у энергетиков — они не сомневаются в необходимости восстановления ГЭС. В целом Каховская станция давала около 1% украинской электроэнергии, однако каждая из ГЭС Днепровского каскада важна для балансировки всей энергосистемы, особенно зимой, когда нагрузка на нее существенно возрастает, отмечают специалисты.
Кабинет министров Украины еще в июле 2023 года, то есть через месяц после катастрофы, принял постановление, которое предусматривает разработку экспериментального проекта начала восстановления Каховской ГЭС.
Месяц назад появилось еще одно правительственное постановление. Чтобы обезопасить эти земли от нецелевого использования, кабинет разрешил во время военного положения и в течение пяти лет после него использовать их только для восстановления Каховского водохранилища и строительства гидротехнических сооружений.
Однако экологи надеются убедить чиновников в том, что есть альтернативы.
«Возможно, часть территории будет занята зеленой энергетикой. Возможно, государство решит построить там новый город среди зеленого леса», — говорит о перспективах Алексей Василюк из Украинской природоохранной группы.
Но пока идет война, и все украинские территории не освобождены, можно говорить лишь о природных процессах на этой земле.