Умер петербургский звукорежиссер Андрей Тропилло. Он записывал «Аквариум», «Кино» и другой «золотой фонд русского рок-н-ролла».
Как пишет издание «Фонтанка», советский и российский звукорежиссер, в 1980-е сотрудничавший со звездами петербургского рока, умер на 74 году жизни в Финляндии. Его дочь подтвердила это РБК.
Тропилло скончался еще 28 апреля. Коллегам о его смерти сообщили только 1 мая, рассказал «Фонтанке» бывший гитарист группы «Пикник» Александр Савельев.
В первой половине 1980-х в его студии «АнТроп» записывали альбомы «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Странные игры», «Телевизор», «Алиса» и «Ноль».
Эпизод, в котором Виктор Цой записывает дебютный альбом «45», вошел в фильм «Лето» Кирилла Серебренникова (в реестре «иноагентов»). Самому Тропилло кино не понравилось.
Подпольную студию он создал в 1979 году в доме пионеров Красногвардейского района Ленинграда — формально это был кружок звукозаписи. «Она была оборудована аппаратурой, списанной с „Мелодии“, и там был записан весь золотой фонд русского рок-н-ролла», — вспоминал Тропилло.
Позже он создал «Любительское объединение магнитной звукозаписи» при Ленинградском рок-клубе, с подачи которого фирма «Мелодия» выпустила альбом «Радио Африка» «Аквариума», «Энергию» «Алисы» и другие пластинки.
В 1990-е под лейблом «АнТроп» Тропилло выпускал альбомы Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Sonic Youth и других групп (без соблюдения авторских прав, законодательство о которых в России еще не было развито).
Музыкальный критик Артемий Троицкий (также в реестре «иноагентов») назвал Тропилло «самым важным не-музыкантом в истории советского рока». «Реальный изобретатель и создатель „магнитиздата“, — написал он в соцсети Х. — Великий безумец, уникальный чувак».
«Эксцентрик и авантюрист в самом хорошем смысле этого слова, Андрей Владимирович принадлежал к редкой породе тех людей, что способны менять мир вокруг себя и двигать его вперед в условиях, когда это, казалось бы, просто невозможно», — пишет в телеграме музыкальный критик Андрей Бухарин.
По его словам, за неполные 10 лет на базе кружка звукозаписи был записан «целый ряд важнейших альбомов подпольного тогда советского рока», от «Аквариума» и «Кино» до «Телевизора» и «Ноля».
«А на закате Советского Союза Тропилло прямиком из андеграунда возглавил Ленинградское отделение Всесоюзной фирмы „Мелодия“, но и здесь отличился самым необычным образом. Под эгидой, что бы это ни значило, „Продюсерского центра рок-н-ролльных приходов Единой евангелически-лютеранской церкви“ он наладил выпуск пиратских пластинок легенд западного рока», — пишет Бухарин.
«Но даже в те времена, когда о соблюдении авторских и прочих прав в далекой, переживающий революционный перелом России, можно было совершенно не беспокоиться, подошел в делу, как всегда, нестандартно, творчески изменяя дизайн знаменитых альбомов на советский манер. К слову, сегодня этот винил пользуется заслуженной любовью коллекционеров во всем мире», — говорит Бухарин.