«Грузия стремится стать членом европейской семьи с момента обретения независимости в 1991 году. Мне тогда было 10 лет, как и моей дочери сейчас. Моя страна и я действительно выросли вместе. Я и многие мои сограждане медленно, по кирпичику, строили эту страну. Мы пережили четыре войны, революцию, множество трудностей и потрясений. Я чувствую свою страну кожей, и это чувство не имеет ничего общего с национализмом (ненавижу это слово). Оно связано с чувством соучастия, принадлежности и ответственности».
Вдохновляющая речь грузинского режиссера, продюсера и соосновательницы центра документального кино DOCA Саломе Джаши прозвучала на церемонии награждения престижной премии Kairos Prize 2024 в немецком Гамбурге. Международная награда названа в честь сына древнегреческого бога счастливого мгновения и удачи Кайроса. Согласно мифам, младший сын Зевса обращал внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха.
Kairos Prize присуждается людям искусства в Европе – художникам, музыкантам, режиссерам, архитекторам, писателям и журналистам. Вручающий награду в размере 75 тысяч евро фонд ставит своей целью объединение Европы, сохранение культурного разнообразия и укрепление взаимопонимания между европейцами. Саломе Джаши стала 15-м лауреатом премии.
Как отметили в попечительском совете Kairos, который принимает решение о присуждении приза, в работах грузинского режиссера «искусство открывает новые миры, пространства для встреч и строит мосты, не в последнюю очередь между Востоком и Западом». Обращая внимание на то, что Джаши «наблюдает за абсурдностью, недостатками и лицемерием в постсоветской Грузии», организаторы подчеркивают: не удивительно, что на родине работы кинорежиссера нравятся не всем. «Она регулярно подвергается нападкам, потому что безошибочно и последовательно рассказывает свои истории, борясь с тщеславием влиятельных политических лиц».
Вероятно, речь идет об одной из самых известных работ Джаши – документальном фильме «Укрощение» (Taming the Garden). Лента рассказывает об увлечении грузинского олигарха Бидзины Иванишвили – он свозит в свой дендропарк на черноморском курорте Шекветили редкие деревья из разных уголков планеты. Из-за этой документалки Джаши столкнулась с давлением и цензурой на родине.
На церемонии в Гамбурге Саломе вновь говорила о том, как политики влияют на жизни людей. Она рассказала о планах властей принять закон об иноагентах и о массовых акциях протеста, объединивших грузин разных возрастов и разных взглядов.
«Они мирно собираются, чтобы выразить свою волю. Они повторяют: «Нет российскому закону, да Европе!», — заявила Джаши на торжественной церемонии в Гамбурге.
Почти одновременно с этим в другом немецком городе – Гейдельберге – тоже звучал лозунг «Нет российскому закону!». Произнес его грузинский драматург Алекс Чигвинадзе, ставший обладателем сразу двух призов Гейдельбергского театрального фестиваля. За пьесу для детского спектакля «К вам тоже стучатся?» Чигвинадзе удостоился «Международной авторской премии» (5 тысяч евро) и получил приз зрительских симпатий (2,5 тысячи евро).
Фестиваль в Гейдельберге призван поощрять новые таланты и способствовать творческому обмену между драматургами из разных стран. Грузинского автора в Германии оценили за его сюрреалистическую комедию со сказочным счастливым концом. Жюри отметило, что пьеса в форме легкой притчи раскрывает такие сложные темы, как детская бедность, глобальная эксплуатация и угроза биоразнообразию планеты.
Сам Алекс Чигвинадзе в своей благодарственной речи пообещал продолжить «писать для детей и бороться за их права». При этом драматург дал понять, что сегодня в Тбилиси решается судьба будущих поколений Грузии:
«Завтра мы возвращаемся в Тбилиси – в реалии слезоточивого газа, демонстраций и резиновых пуль. Эта борьба – за независимость и равноправие. Я повторю снова и снова: «Нет российскому закону! Нет российскому закону!».
В Гейдельберге, где Грузия в этом году была страной-гостем театрального фестиваля, идею о том, что культуру сложно отделить от политики, озвучил не только Чигвинадзе. 5 мая, выступая на одной из панельных дискуссий, куратор секции «Страна-гость» Давид Габуния заявил: «Грузинский театр всегда следует понимать в политическом контексте».
И в подтверждение этих слов в тот же день режиссер Паата Циколия выступил на фестивале с мощным политическим посланием – своего рода манифестом протестного движения в Тбилиси. После спектакля «Медея 1 сезон, 6 эпизод» актеры вышли на сцену с флагами Грузии и ЕС, а автор пьесы обратился к зрителям, заявив, что сегодня в его стране разворачиваются драматичные события, которые способны изменить ход истории:
«Сотни тысяч людей протестуют на улицах уже три недели. Каждую ночь новое поколение встает с флагами Грузии и Евросоюза в руках и защищает европейские ценности. Они выросли в свободной Грузии – в стране, которая не управлялась из России. Они не знают, какой была жизнь до того. Мое и другие поколения помнят, каким было российское правление. Нам были привычны мошенничество и ложь. Для нас, выросших и живших в Советском Союзе, ложь была чем-то обыденным. Мы думали, что люди говорят одно, имеют в виду другое, а делают третье. Новое поколение этого не понимает, оно не способно лгать.
Когда наше правительство решило перед парламентскими выборами (которые состоятся в октябре этого года) принять законы, которые помогут им украсть выборы, помогут в очередной раз отвергнуть волю народа и затащить Грузию обратно в Россию, мы все попытались защитить нашу свободу. Мы пытаемся доказать, что мы – европейское государство.
Мы будем сражаться и победим в этой битве! Это – последняя битва за свободу, за уничтожение империи. Мы не можем сдаваться, потому что, если они выиграют эту битву сейчас, Грузия вновь и на долгие годы прекратит свое существование. Сегодня Тбилиси – столица Европы! Сегодня мы боремся за европейские ценности, и мы победим в этой борьбе! Россия потерпит поражение, а граждане Грузии поселяться в европейской семье».
Свою мотивирующую речь драматург Паата Циколия завершил главным лозунгом протестного движения в Тбилиси: «Нет российскому закону!».