Сотни участников протестного марша «Тавуш за Родину», вышедшие в субботу из приграничного села Киранц, добрались до Еревана и устроили митинг на площади Республики в центре армянской столицы.
Возглавляет демонстрантов инициатор шествия, архиепископ Баграт Галстанян, с 2015 года — настоятель Тавушской епархии.
Протестующие требуют от властей страны остановить процесс делимитации и демаркации карабахских границ и прекратить идти на односторонние уступки Баку.
«Другого способа выразить свое несогласие у нас нет, — заявил Галстанян журналистам в понедельник, примерно на половине пути в столицу. — И проблема эта касается не только маленьких деревень в Тавуше, но и всей нашей страны».
Перед тем как пешком отправиться в столицу, пару недель возмущенные жители приграничных карабахских сел пытались протестовать локально — но безуспешно, несмотря что в попытке привлечь к себе внимание властей несколько десятков протестующих даже на время перекрыли одну из основных в стране автомагистралей.
Причина народного недовольства — заключенное между странами соглашение об участке границы между Тавушской областью и северо-западным Газахским районом Азербайджана. Документ предполагает передачу Баку со стороны Еревана четырех деревень вдоль границы.
Такая перспектива вызвала в Киранце и других близлежащих населенных пунктах серьезную озабоченность. Люди боятся, что им придется покинуть свои дома — в случае, если Азербайджан возьмет под контроль и участки земли, находящиеся иногда буквально в десятках метров от границы.
На прошлой неделе армянские правоохранительные органы перекрыли доступ к Киранцу и пресекли начавшиеся по этому поводу протесты, задержав три десятка демонстрантов.
Тогда архиепископ Баграт и анонсировал протестный марш «Тавуш за Родину».
Идея шествия получила широкую поддержку со стороны политической оппозиции Армении, которая на прошлой неделе выдвинула законопроект, призванный помешать правительству передать территории Азербайджану.
Правящая партия «Гражданский договор» с большим трудом отклонила это предложение.
Некоторые комментаторы отмечают параллели между тавушским шествием и маршем в Ереван в 2018 году Никола Пашиняна — на тот момент оппозиционного депутата.
Тогдашние протесты в Армении привели к «бархатной революции», в результате которой Пашинян занял пост премьера.
Однако, несмотря на эти параллели, спикер парламента Армении и близкий соратник Пашиняна Ален Симонян выразил уверенность, что у участников марша не получится заручиться достаточной поддержкой населения, чтобы начать представлять угрозу действующим властям.
«В Армении смена правительства возможна только через парламентские выборы», — заявил Симонян журналистам в понедельник.
Духовное возрождение или новый вариант популизма?
Григор Атанесян, корреспондент Би-би-си
Движение архиепископа Баграта (Галстаняна) стало спонтанным ответом на возвращение Азербайджану четырех деревень на северной границе. Эта часть страны входит в Тавушскую епархию, которую возглавляет священнослужитель.
Четыре деревни — это лишь повод, попытка мобилизовать и объединить все силы, недовольные тем, что в переговорах с Азербайджаном армянские власти идут на односторонние уступки, не получая ничего взамен, а во внутренней политике все чаще прибегают к уголовному преследованию оппонентов.
За шесть лет нахождения Пашиняна у власти, после проигранной войны 2020 года и исхода армян из Карабаха, в стране много недовольных его политикой. Но все предыдущие попытки объединить оппозицию провалились, потому что в лидеры предлагались противоречивые и непопулярные политики — бывшие президенты или связанные с ними фигуры.
В отличие от них, святейший Баграт, как принято в Армении называть епископов, — относительной молодой (52 года) и харизматичный общественный деятель. Он не запятнан политическими и коррупционными скандалами последних лет. Священнослужителя также нельзя назвать пророссийским деятелем (незавидная позиция в сегодняшней Армении) — он учился и служил в Британии и Канаде.
Все это заставляет партию Пашиняна нервничать, и близкие к ней медиа-ресурсы запустили кампанию по дискредитации движения, обвиняя его в работе на российские спецслужбы и связях с мафией, не представляя доказательств.
Между тем архиепископ говорит, что его марш — «без ожиданий, это марш за Родину и честь».
«Духовная Армения победит новую Армению. Настоящая Армения должна победить фальшивую, фейсбуковскую Армению», — обещает он.
Но кроме сторонников власти и ее яростных противников, в Армении есть множество людей, разочаровавшихся и в тех, и в других. Для них движение архиепископа Баграта и слоганы про «Духовную Армению» — еще одна разновидность популизма без конкретной платформы, реалистичных целей и серьезного анализа ситуации. И в их глазах от популизма Пашиняна оно отличается только более консервативной эстетикой.