«Мы не играем в игры», — говорят члены политсовета «Грузинской мечты» в заявлении, которое стало ответом на инициативу американского конгрессмена-республиканца Джо Уилсона. Но читая ответное письмо, складывается впечатление, что его пишет шулер, сидящий за одним столом с сильными игроками и отчаянно блефующий.
В письме, составленном от имени «Грузинской мечты», прослеживается интонация ее почетного председателя Бидзины Иванишвили, который не только выдвигает свои условия Соединенным Штатам Америки, но и включает счетчик – год на их выполнение.
«Наши партнеры могут качественно перестроить отношения максимум за год. Если они осознают это, то отношения будут урегулированы очень быстро, но если они продолжат действовать с таким же подходом в отношении Грузии, то нанесут ущерб интересам Грузии и Америки».
Несмотря на свою дерзость, реакция «Грузинской мечты» вполне предсказуема. Это – свидетельство очередного поражения на инфополе перед своими противниками – интеллектуалами в соцсетях. Две статьи Politico получили широкое освещение внутри страны, телеканалы растиражировали, а соцсети завирусились главными тезисами будущего законодательного акта, который имеет, к тому же, очень привлекательное название – MEGOBARI. Это акроним в переводе на грузинский означает «друг».
Что же в нем записано? Во-первых, это пакет санкций против всех лиц,причастных к принятию закона об иноагентах, и членов их семей. Ограничения, в том числе, коснуться сотрудников силовых структур Грузии.
В законопроекте есть и глава с «пряниками» – визовая либерализация и режим свободной торговли между Грузией и США. Эта часть особенно вдохновила грузинскую аудиторию. В соцсетях ее трактовали как отмену визового режима и в шутку призывали Тбилиси не идти на поводу Вашингтона, чтобы «не раздражать Мексику», через которую многие граждане Грузии нелегально попадают на территорию Штатов. Это своего рода отсылка к официально заявленной с 2012 года политике «Грузинской мечты» о «нераздражении Москвы».
«Мы удивим Европу»: как власти Грузии хотели удивить ЕС демократией, а удивили ее отсутствием
Правящая партия должна была покрыть поднявшийся ажиотаж, и она нашла выход в своем стиле, предложив США условия «достойного отношения к Грузии».
В первую очередь, «Мечта» требует безвиза и свободной торговли без предусловий. Следующий пункт из списка, пожалуй, самый любопытный. Касается он денег (больших денег) и звучит следующим образом:
«США могли бы инвестировать в экономику Грузии. Последний раз они делали это в 2009-2011 годах, когда режим Саакашвили находился на грани экономического краха».
По данным отчета исследовательской службы Конгресса, которую цитирует правительственное издание Agenda.ge, сумма финансовой помощи для Грузии со стороны США в 2009-2011 годах составила 1,04 млрд долларов. Однако «на грани экономического краха» грузинская финансовая система находилась годом ранее – после российско-грузинской войны 2008 года. Тогда страна получила от западных стран и доноров 4,55 млрд долларов на период 2008-2010, из которых 2 млрд составил грант.
Важно отметить, что похожая сумма – 2 млрд, правда, фунтов стерлингов – своего рода притча во языцех грузинской политики. Эта сумма, по словам премьер-министра Ираклия Кобахидзе, заморожена на личных счетах западных банков олигарха Бидзины Иванишвили, который считает себя жертвой де-факто санкций со стороны Запада. Можно предполагать, что «Мечта» намеренно допустила неточность с датами оказания финансовой помощи во избежание упоминания России в негативной коннотации «августовской войны» 2008-го.
«Грузинская мечта» также требует от США оказать влияние на НПО и прекратить подрывать легитимность правительства Грузии, а также отказаться от революционных планов. И наконец, главный ультиматум – открыть Тбилиси переговоры по членству в ЕС и «восстановить справедливость».
Если все условия будут выполнены, говорится в заявлении, «в этом случае не потребуется и закона о прозрачности НПО».
Во всей этой дискуссии важно отметить, что «Мечта» ведет торг по пока еще не зарегистрированному законопроекту. Но судя по тону представителя Госдепартамента США по санкциям Джима О’Брайена, с которым Иванишвили отказался встречаться во время его визита в Тбилиси 14 мая, ответ Соединенных Штатов последует скорее рано, чем поздно. И информационный шум вокруг статьи, опубликованной в Politico, возможно, – последний шанс для окружения Иванишвили и самого олигарха.