Правящая «Грузинская мечта» несколько раз «увольняла» и возвращала Ираклия Шотадзе с занимаемой должности. Несмотря на важность и неприкосновенность его позиции, то, как бесцеремонно партия власти обращалась с его реноме, дает четкое понимание о роли и влиянии лично Шотадзе. Очевидно, что он всегда был второстепенной фигурой, проводящей интересы своих настоящих покровителей. Среди них называют Отара Парцхаладзе, подсакнционного США бывшего силовика с российским гражданством и связями с российской разведкой.
Но чтобы лучше понять характер кадровой перестановки «Мечты», давайте вспомним карьеру Шотадзе.
Убийство на улице Хорава
Май 2024 года – не первый случай, когда Ираклий Шотадзе ушел с должности генерального прокурора Грузии ранее отведенного срока. Впервые это произошло в 2018 году – на фоне массовых протестов в Тбилиси из-за расследования резонансного убийства двух подростков на улице Хорава. Тогда городской суд переквалифицировал дело на более мягкую статью, что и стало причиной общественных волнений. Отец одного из погибших подростков обвинил прокуратуру, а именно – высокопоставленного сотрудника ведомства Мирзу Субелиани, в смягчении обстоятельств из-за родственных связей с подсудимым.
Помимо всего прочего, протестующие требовали отставки Ираклия Шотадзе – и это требование он удовлетворил, напоследок обвинив во всех «беспорядках» оппозиционное «Единое национальное движение». Позднее парламентская следственная комиссия, которая изучала это дело, обнаружила в действиях Шотадзе признаки служебной халатности, так же, как и признаки злоупотребления полномочиями.
Тогда почетный председатель и основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили снисходительно отреагировал на отставку Шотадзе и назвал этот поступок «новым стандартом», к которому Грузия шла на протяжении шести лет работы «Мечты». Вероятно, Шотадзе был важным персонажем в системе Иванишвили, поэтому в 2020 году его вернули на пост генерального прокурора.
Цианид и неугодный Георгий Мамаладзе
За год до трагедии на улице Хорава произошел другой скандал с участием прокуратуры. Правоохранители задержали протоиерея Грузинской православной церкви Георгия Мамаладзе. Обвинение в планировании убийства «священнослужителя высокой иерархии» повергло общество в шок. Согласно заявлению Ираклия Шотадзе, информацию о готовящемся покушении прокуратуре передал человек, к которому обвиняемый обращался, чтобы купить ядовитое вещество – цианид натрия.
Мамаладзе задержали по пути в Берлин, где в то время на лечении находился Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй. Это совпадение вызвало подозрение, что потенциальной жертвой убийства должен был стать именно он. Однако прокуратура опровергла это предположение.
Самое спорное в этом расследовании – секретность дела. Судебные заседания были закрытыми, детали и обстоятельства не афишировались. Ход следствия критиковали не только Народный защитник Грузии, но и Европейский суд по правам человека. В конце концов приговор был вынесен строгий – 9 лет колонии за планирование убийства секретаря-референта Патриарха.
Свобода с привкусом цианида: протоиерей Мамаладзе, покидая тюрьму, пообещал доказать правду
Похищение Афгана Мухтарлы
На период исполнения обязанностей Ираклием Шотадзе было еще одно сомнительное расследование громкого дела – об исчезновении Афгана Мухтарлы, азербайджанского журналиста-расследователя.
Мухтарлы был похищен в центре Тбилиси в мае 2017 года. На следующий день он оказался в Баку, где его впоследствии приговорили к тюремному заключению за незаконное пересечение границы и контрабанду.
На фоне скандала произошли неожиданные кадровые перестановки – сразу несколько высокопоставленных сотрудников Службы контрразведки и должностных лиц Пограничной полиции потеряли свои места. Расследование похищения Мухтарлы практически не велось.
Незадолго до своей отставки Ираклий Шотадзе заявил, что, несмотря на записи с камер видеонаблюдения и опросов подозреваемых, продвижения по делу нет.
В 2020 году Афган Мухтарлы покинул тюрьму, после чего заявил, что и тогдашний премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили знал о его похищении.
Российские интересы руками генпрокурора Грузии
Впервые о тандеме Шотадзе-Парцхаладзе заговорили в 2018 году во время скандала вокруг секретных аудиозаписей, которые сперва опубликовал оппозиционный телеканал «Рустави-2», а затем и сама прокуратура. Благодаря им стало известно, что Мирза Субелиани (тот самый, которого отец убитого подростка в деле о трагедии на улице Хорава обвинял в предвзятости) брал на себя роль посредника между высокопоставленными сотрудниками следственных органов.
Тогда в одном списке лиц, тайно передающих информацию чиновникам, появились имена генпрокурора Ираклия Шотадзе и бывшего прокурора Отара Парцхаладзе. И уже тогда оппозиция заговорила о «нездоровом влиянии» Парцхаладзе на Шотадзе.
Сегодня Ираклия Шотадзе также называют человеком из команды бывшего прокурора, которого лишили грузинского гражданства, внесли в «черный список» США и обвиняют в сотрудничестве с российской разведкой. Существует версия, что после отставки Парцхаладзе продолжал действовать в интересах РФ руками своего приемника.
Накануне последней отставки Ираклия Шотадзе в США заявили: если в Грузии все же примут закон об иноагентах, санкции из пакета MEGOBARI будут не единственной ответной реакцией. По информации источника Радио Свобода, у Соединенных Штатов есть информация о российских агентах среди грузинской элиты, и их имена будут преданы огласке. Может ли быть, что Ираклий Шотадзе – один из тех, кто не захотел быть названным агентом РФ?
Лидер оппозиционного «Единого национального движения» Леван Хабеишвили считает, что Шотадзе скрыто проводил российские интересы, а теперь своей отставкой открыто отказался это делать: «Это решение человека, называемого прокурором, должно указывать на страх перед возможными санкциями», — говорит политик.
Еще одна версия, обсуждаемая в грузинских СМИ: Бидзина Иванишвили отставкой Шотадзе решил обнулить срок службы своего человека в прокуратуре. Отсчет шести лет полномочий для нового генпрокурора начнется сейчас. Таким образом, основатель «Грузинской мечты» подстраховался перед непростыми для его правления парламентскими выборами, чтобы обеспечить себе влияние в ведомстве даже в случае поражения его партии на выборах 26 октября.
Алекси Петриашвили: московский ОМОН и спецназ в Тбилиси – как две капли воды