Левые дела российского «Правфонда»: как Кремль «защищает права соотечественников» в ЕС и Грузии - SOVA
политика

Левые дела российского «Правфонда»: как Кремль «защищает права соотечественников» в ЕС и Грузии

Пока в Тбилиси принимали «российский» закон об иноагентах, направленный на поддерживаемые Западом НПО, международные СМИ раскрыли новые детали того, какие методы использует Кремль для распространения своей пропаганды. Согласно утечке внутренней информации, оказавшейся в распоряжении журналистов, для работы в Европе Россия использует фонд, созданный для «защиты» прав соотечественников. Интересно, что в Грузии также функционирует отделение фонда, к прозрачности деятельности которого есть большие вопросы.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Александр Беженцев, Грузия-Россия, Гулбаат Рцхиладзе, закон об иноагентах, Правфонд

Работа под прикрытием

Более 40 документов российского государственного Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (Правфонд), оказались в распоряжении европейских СМИ, включая британскую The Guardian. Из них стало ясно, что эта структура потратила миллионы евро на финансирование пропагандистских организаций и юридических компаний в 48 странах Европы.

Правфонд был создан в 2012 году Указом президента Владимира Путина как некоммерческая организация, ответственная за внешнюю помощь. Его учредителями являются МИД РФ и Федеральное агентство Россотрудничество. Руководит фондом Александр Удальцов, который с 2023 года находится под санкциями Евросоюза за поддержку войны в Украине.

Официальный сайт Правфонда заявляет, что его цель – предоставление всесторонней правовой и иной поддержки российским соотечественникам в случае нарушения их прав и свобод. Однако службы разведки ряда европейских стран пришли к выводу, что фонд – лишь прикрытие для деятельности российских спецслужб.

Как пишет The Guardian на основании полученных у своего источника документов, в руководстве Фонда действительно присутствуют бывшие агенты российской Службы внешней разведки (СВР). Среди них – заместитель директора Владимир Поздоровкин, курирующий отдел Правфонда по Ближнему Востоку, Молдове и Приднестровью Анатолий Сорокин, а также «исполнитель проекта» Сергей Пантелеев, который попал в санкционный список ЕС как сотрудник подразделения российской военной разведки, специализирующегося на операциях психологической войны.

Внутренние документы раскрывают, каким образом Правфонд содействует распространению кремлевской пропаганды. Например, путем финансирования пропагандистских веб-сайтов, таких как Euromore, который сфокусирован на усилении предполагаемых угроз для россиян в Европе.

Искусственный интеллект с российским акцентом: что не так с конференцией, которая пройдет в Тбилиси

При этом Фонд действительно занимается защитой соотечественников, правда, оплачивая юридические услуги таким гражданам, как Виктор Бут и Вадим Красиков. Бут, известный как «торговец смертью», – российский бизнесмен, осужденный в США на 25 лет за сговор с целью продажи крупной партии вооружений группировке, признанной в Штатах террористической. Спустя 14 лет его обменяли на американскую баскетболистку Бриттни Грайнер, которая отбывала наказание в России за «незаконное хранение наркотиков без цели сбыта и их контрабанду».

Вадим Красиков, известный под прозвищем «Карась», – киллер государственного уровня. По информации журналистов-расследователей, он причастен к нескольким заказным убийствам. Но громче всего его имя зазвучало в 2019 году, когда немецкий суд приговорил офицера ФСБ к пожизненному заключению за убийство в центре Берлина гражданина Грузии – бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили.

Несмотря на категорические отрицания со стороны Кремля своей причастности, некоторые источники авторитетных изданий сообщали о личном вмешательстве президента Путина в процесс освобождения Красикова. После смерти Алексея Навального его соратница Мария Певчих и вовсе сообщила, что готовился обмен оппозиционера на осужденного в Германии убийцу.

Так или иначе, но российское государство действительно пыталось помочь киллеру. Согласно документам, в 2021 году Правфонд выплатил адвокату Красикова Роберту Унгеру 60 тысяч евро на судебные издержки для защиты подсудимого.

В докладе о национальной безопасности за 2020 год эстонские службы безопасности, пишет The Guardian, охарактеризовали Правфонд как «псевдоправовую защитную систему», на самом деле представляющую собой фонд для операций влияния. По их данным, ФСБ использует такие группы для вербовки агентов за рубежом.

«Спасти киллера»: Путин хочет вернуть убийцу Зелимхана Хангошвили

«Правфонд»: грузинская версия

В Грузии отделение «Правфонда» существует с 2013 года, практически с самого начала правления «Грузинской мечты». Сегодня у него в Тбилиси есть два представительства. При этом руководство страны никогда не делало по этому поводу официальных заявлений и, тем более, не предпринимало никаких мер по борьбе с его деятельностью. Местная ячейка «Правфонда» в принципе никогда не становилась объектом особого внимания грузинских властей.

SOVA ранее публиковала материалы о сомнительной деятельности одного из представительств структуры, а именно – «Центра правовой защиты российских соотечественников в Грузии при общественной организации «Союз русской молодежи Грузии». Его председатель – Александр Беженцев.

«Непонятный лагерь»: что не так с проектом МИД РФ в Грузии

На сайте центра заявлена основная цель – предоставление всесторонней юридической и иной необходимой поддержки российским соотечественникам в случаях нарушения их прав. Однако отчеты о проводимой деятельности обнаружить практически невозможно.

Указанный на странице «Правфонда» сайт грузинского отделения не работает. Когда же он был активен, на сайте центра Беженцева указывался российский адрес – бизнес-центр «Башня Федерация», где компания INTEGRATION предлагала услуги по страхованию автомобиля, получению ПМЖ и подготовке к экзамену на получение гражданства Грузии. То есть, на грузинском сайте «Правфонда» не содержалась информация о помощи российским соотечественникам и онлайн-консультациях, несмотря на то, что фонд совместно с Россотрудничеством выделял и продолжает выделять на это значительные средства.

Источник SOVA сообщал, что «Правфонд» перечислил «Центру правовой защиты» порядка 400 тысяч евро. Но деятельность организации оказалась непрозрачной – на что шли деньги, выделяемые в Грузию из бюджета госструктур страны-оккупанта, – непонятно. Руководители других местных организаций российских соотечественников утверждают, что за все эти годы центр Беженцева ни разу не оказал им никакой помощи.

Основатель «Института Евразии» — о конференции ФСБ: это — единодушие и любовь

Примечательно, что и сам Александр Беженцев – личность с довольно сомнительной репутацией. И дело не только в подозрениях, что он не всегда направлял московские деньги на заявленные цели. Согласно информации, предоставленной источником SOVA, за плечами Беженцева – трехлетний условный срок за незаконное приобретение, ношение и применение оружия. Он также активно участвует в конференциях в Грузии, служащих пропагандистским целям Кремля. Под руководством Беженцева и директора «Института Евразии», известного антизападника Гулбаата Рцхиладзе проводились мероприятия при поддержке МИД РФ, направленные на внедрение в умы грузинской молодежи основных нарративов кремлевской пропаганды.

Куда делись деньги: платит ли финансируемый Москвой «Соотечественник» налоги в бюджет Грузии

Основатель пророссийского «Института Евразии» Рцхиладзе, кстати говоря, регистрироваться в реестре иностранных агентов не планирует. Причина, по его словам, в отсутствии финансирования как такового. Согласно принятому правящей партией Грузии закону «О прозрачности иностранного влияния», регистрацию должны проходить организации, более 20% доходов которых приходится на финансирование из-за рубежа.

«А мы ничего не получаем ни от кого. Изредка вот там нам дают грант на выпуск какой-либо серьезной книги. И это не превышает тех законных, то есть предусмотренных новым законом, пределов. Нам нечего декларировать. Поэтому нам регистрироваться не нужно».

При этом Гулбаат Рцхиладзе отказался говорить, кто именно предоставляет «Институту Евразии» «редкие гранты».

«Я не буду сейчас с вами это обсуждать. Вы можете взять в руки мою книгу. Я вам подарю, если хотите. Там написано. Вот и увидите, чтобы не было кривотолков. Лучше вы написанное там посмотрите, и потом уже будем говорить».

Свою книгу Рцхиладзе написал о «Великой Отечественной». Как говорит, придраться там не к чему, все исторически обоснованно: «100% с указанием источников», — говорит он.

Гулбаат Рцхиладзе однажды уже провел скандальный «урок истории» грузинской молодежи, на котором прославлял величие Советского Союза и его вклад в «спасении» как Грузии, так и других входивших в состав СССР республик. Поэтому, скорее всего, его книга также опирается на основные тезисы российской пропаганды о Второй мировой войне. В этой связи возникают обоснованные подозрения и относительно источников финансирования проекта.

«Работа с молодежью»: Кремль преподаёт «свою историю» в Тбилиси

Примечательно, что, несмотря на отсутствие дипотношений между Тбилиси и Москвой, несмотря на войну-2008 года и российскую оккупацию Абхазии и Южной Осетии, финансируемые Кремлем проекты мало интересуют власти Грузии. Проталкивая закон об иноагентах и апеллируя к важности прозрачности иностранного влияния, правящая партия основной акцент делала на организациях, поддерживаемых западными фондами.

«Грузинская мечта» также отрицает, что принятый ею закон является калькой российского. В Тбилиси активно используют нарратив о том, что такие аналогичные правовые акты действуют в США и странах Европы. При этом власти опускают тот факт, что на Западе такие законы направлены на пресечение деятельности, по сути, враждебных организаций, действительно работающих в интересах иностранного государства. И если бы закон «Мечты» служил тем же целям, то под него в первую очередь попадали бы организации-проводники интересов Кремля.

«Конференция КГБ» в Тбилиси