Site icon SOVA

«Установить тотальный контроль»: «Грузинская мечта» инициировала антиЛГБТ-закон

parlament политика featured, гомофобия, Грузинская мечта, ЛГБТ, права человека

Ответ на «волю народа»

В феврале 2024 года лидер правящего большинства Мамука Мдинарадзе объявил: «Грузинская мечта» намерена разработать законодательную инициативу, которая «защитит общество от псевдолиберальной идеологии и ее неизбежных вредных последствий». Спустя четыре месяца правящая партия представила обществу еще один репрессивный закон – «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних».

Пакет состоит из одного основного законопроекта и 18 сопутствующих. Предполагаемые изменения коснуться Гражданского и Трудового кодексов Грузии, закона Об общем образовании и пр. Пакет, как отметил спикер парламента Шалва Папуашвили, регулирует восемь сфер, включая вопросы брака, процедуры усыновления, смены пола, запрет на распространение ЛГБТ-контента в образовательных учреждениях и СМИ, а также организацию мероприятий и манифестаций, направленных на продвижение однополых браков и инцеста.

Папуашвили заявил, что таким образом «парламент учел желание народа», выраженное 17 мая – в День святости семьи и уважения к родителям, когда «население продемонстрировало поддержку данной инициативе»:

«Мы видели, как десятки тысяч людей вышли в регионах, а 100 тысяч человек – в Тбилиси. В День святости семьи фактически прошел общественный референдум по этому конституционному законопроекту, и мы увидели поддержку народа».

До сих пор День святости семьи был церковным праздником, учрежденным Католикосом-Патриархом всея Грузии после беспорядков в Тбилиси в 2013 году. Тогда группа гражданских активистов планировала провести акцию в поддержку прав представителей ЛГБТ-сообщества в Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией (отмечается 17 мая). Сорвали мероприятие священнослужители и многотысячная толпа прихожан.

Последующие 10 лет в Тбилиси 17 мая проходили шествия в честь святости семьи. А в этом году впервые церковный праздник был объявлен государственным выходным. Также впервые к масштабной акции присоединились лидеры «Грузинской мечты».

[áмбави] По пути Путина: как «Грузинская мечта» планирует удержаться у власти

Сроки принятия закона

Привести Конституцию в соответствие с традиционными ценностями, впрочем, власти вознамерились еще раньше. Уже в феврале лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе анонсировал пересмотр основного закона страны. Законодательные изменения, связанные с антиЛГБТ-законом, планировалось принять в два этапа: сначала внести поправки в Конституцию, а затем – в десятки других законов.

Но в «Грузинской мечте» поняли, что сделать это текущему парламенту не удастся – правящее большинство не располагает достаточным количеством голосов для изменения Конституции. Для внесения поправок требует поддержка 113 депутатов. Если же «за» проголосуют только две трети состава парламента (то есть 100 человек), то будет необходима и поддержка следующего созыва парламента. В этом случае также потребуется не менее 100 голосов.

В связи с этим, по словам спикера парламента, было принято решение на данном этапе принять только закон, для чего голосов им хватает.

«Закон будет рассмотрен и принят в первом чтении на весенней сессии, а на осенней – во втором и третьем чтениях. Есть достаточное время, чтобы все желающие стороны приняли участие в дискуссии», — сказал Папуашвили.

Конституционные же изменения власти планируют принять уже после выборов. Конечно, если им удастся получить конституционное большинство в парламенте.

«Для внесения поправок в Конституцию требуется квалифицированное большинство – ¾ голосов. Посмотрим, как поведет себя оппозиция. Пока видно, что, с одной стороны, они не могут четко заявить свою позицию, поскольку им известно мнение грузинского народа. С другой – они воздерживаются от выражения своей позиции, так как всегда ориентируются на внешние сигналы», — заявил Папуашвили.

Что включает пакет

В «Грузинской мечте» говорят, что просто обязаны инициировать законодательный пакет, поскольку это – их обещание гражданам. Спикер парламента Шалва Папуашвили назвал восемь пунктов, по которым власти намерены ввести регуляции:

  1. Брак

«Как известно, в 2017 году Конституция определила этот вопрос как союз мужчины и женщины с целью создания семьи, хотя мы слышим разные разговоры о том, что должны быть введены альтернативные формы брака. Поэтому законом будет регламентировано, что регистрация альтернативных брачных союзов не будет разрешена».

  1. Усыновление

«Будет запрещено усыновление несовершеннолетнего лицами, идентифицирующими себя с полом, отличным от их биологического, или не являющимися гетеросексуальными людьми. Это распространяется и на людей, не состоящих в отношениях, в том числе, на одиноких».

  1. Операция по смене пола

«Будет запрещено проведение хирургической операции или использование любого другого вида медицинских манипуляций с целью изменения пола».

  1. Документы

«Будет запрещено указывать в документах, выдаваемых государством, пол человека, отличный от его пола».

  1. Образование

«В образовательных учреждениях будет запрещено вести пропаганду ЛГБТ, распространять информацию, направленную на пропаганду принадлежности человека к полу, отличному от его биологического, а также пропаганду однополых отношений или инцеста».

  1. Распространение информации

«Телеканалам будет запрещено распространять информацию, направленную на пропаганду идентификации человека с полом, отличным от его биологического, а также однополых отношений или инцеста. Важно отметить, что данный запрет распространяется только на представителей одного пола. Трансляция сцен, изображающих интимные отношения или инцест, также будет запрещена».

  1. Собрания

«Не допускаются публичные собрания или демонстрации, направленные на пропаганду идентификации человека с полом, отличным от его биологического, а также однополых отношений или инцеста».

  1. Трудовые отношения

«В рамках трудовых отношений обязанности, направленные на игнорирование биологического вопроса, будут считаться недействительными».

«Окончание претензий на конституционную демократию»

Конституционалист Давид Зеделашвили видит две причины, по которым «Грузинская мечта» выступила с новой инициативой. Первая – инструментальная, вторая – содержательная. И они взаимосвязаны.

Инструментальное объяснение, в свою очередь, связано с двумя аспектами. Первый заключается в том, что «Мечта» решила повторить опыт 2016 года (тогда проводились парламентские выборы) и использовать популистскую тему для избирательной мобилизации. Тогда основной вопрос касался брака, и одним из ключевых избирательных обещаний было установление понятия брака исключительно как союза между мужчиной и женщиной.

«Это обещание было использовано для получения мандата конституционного большинства от избирателей, что впоследствии было реализовано. После этого власти осуществили ряд фундаментальных конституционных изменений, которые закрепили существующее хищение власти и в некоторой степени сформировали нелиберальный режим, действующий в настоящее время.

Первая часть инструментального объяснения заключается в использовании этой темы для предвыборной мобилизации и манипуляции. Они намерены построить свою предвыборную кампанию вокруг этих конституционных поправок и бороться за получение мандата для их осуществления. Последующее воплощение этих поправок изменит динамику режима и приведет к формированию характеристик, типичных для нелиберальных режимов».

По мнению эксперта, в области конституционного права, после окончательного захвата власти, правящая партия будет стремиться к полному контролю над обществом, что потребует создания соответствующих инструментов. Примером такой попытки стал прошлогодний аналог российского закона об иностранных агентах. Новая законодательная разработка «представляет собой функционально и инструментально аналогичную инициативу».

«Главной целью на этих выборах является достижение конституционного большинства и последующая конституционализация «российского закона». Это означает переход к следующему этапу – тотальному контролю над обществом, а также переход режима на новый этап развития.

Если до этого они представляли себя как сторонники конституционной демократии и либеральных ценностей, основанных на правах человека, верховенстве закона и уважении к подобным конституционным принципам, то принятие данного конституционного закона будет фактической отменой всего этого».

«Если поправки будут приняты, наш конституционный строй после выборов станет нелегитимным. Мы потеряем всякую связь с конституционной демократией, так как это прямо противоречит основным правам и свободам человека».

«Грузинская мечта», говорит Зеделашвили, настойчиво продвигается вперед в этом направлении, ни на мгновение не отступая. Как утверждают власти, изменения настолько фундаментальны, что полностью изменят существующий правовой и конституционный строй. По словам конституционалиста, «Мечта» планирует переписать всю правовую систему, чтобы достичь нелиберальных целей и установить тотальный контроль.

«Они обещают претворить в жизнь соответствующие изменения на законодательном уровне, что потребует фундаментальной перестройки правовой системы. Это подразумевает создание дополнительных инструментов. Удастся ли им это, зависит от нас. Но такой настрой показывает их намерения. Анализ динамики развития режима за последние 12 лет демонстрирует, что с учетом его природы он движется в определенном направлении. Мы видим, как подобные режимы развивались в России, которая близка грузинским властям. Россия прошла путь от нестабильной нелиберальной демократии 90-х к авторитарному режиму, а затем – к закрытому полутоталитарному. Эта траектория прослеживается и здесь».

Реализация инициативы «Грузинской мечты» фактически будет означать окончание наших претензий на конституционную демократию, убежден Зеделашвили. Ведь принятие поправок равнозначно полному изъятию из Конституции главы второй – об основных правах человека.

Процедура назначения референдума в Грузии: конституционалист о том, поддержит ли правительство инициативу президента

Exit mobile version