Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Азербайджан и Иран провели совместные военные учения, что, судя по всему, свидетельствует о потеплении отношений между двумя странами.
Учения прошли в среду в азербайджанском эксклаве Нахичевань. Днем ранее Министерство обороны Азербайджана объявило, что две страны проведут «тактические учения» по «защите стратегических объектов и линий связи от возможных диверсий».
Иран и Азербайджан давно поддерживают напряженные отношения. Иран возражает против связей Азербайджана с Израилем, а Азербайджан неоднократно обвинял Иран в поддержке шиитских экстремистов в Азербайджане.
Однако, судя по всему, дипломатическая напряженность между двумя странами ослабевает, поскольку в прошлом году было достигнуто соглашение о развитии военного партнерства, а также реализованы долгожданные проекты, такие как строительство дороги, соединяющей западный Азербайджан с его эксклавом Нахичевань через Иран, и ввод в эксплуатацию Худаферинской ГЭС в мае.
Шуджаат Ахмадзада, независимый азербайджанский исследователь, сказал OC Media, что учения двух стран не предвещают потенциального «военного союза между Азербайджаном и Ираном».
«Честно говоря, внешняя политика двух стран противоположна друг другу. Для меня это тактический акт, с помощью которого Азербайджан и Иран хотели бы послать сигнал», — сказал он, добавив, что ирано-азербайджанские отношения – это акт «баланса», основанный на событиях на Ближнем Востоке.
Однако, учитывая продолжающуюся войну Израиля в Газе, Ахмадзада утверждает, что Израиль может оказаться в противоречии с другими партнерами и союзниками Азербайджана, такими как Турция и Пакистан, что, в свою очередь, может подтолкнуть Азербайджан к развитию более тесных связей с Ираном.
Ахмадзада также подчеркнул, что в апреле Иран нанес беспилотный и ракетный удар по Израилю, который, по его мнению, продемонстрировал азербайджанским экспертам и аналитикам, что он способен на прямые военные удары, а не полагается на прокси в Ливане, Йемене, Сирии и Ираке.
«Это показывает, что вопреки нашей культурной точке зрения, Иран считает, что внешняя политика может показать его силу. И эти факты заставили Азербайджан пересмотреть мнение об Иране; заставили Азербайджан быть осторожным», — сказал он в интервью OC Media.
«Чувствуется, что в политическом видении обеих стран безопасность имеет большое значение во внешней политике. Азербайджан беспокоит взгляд Ирана на Южный Кавказ, и он хочет избежать этого. Иран пытается сказать последнее слово в этом регионе».
С другой стороны, Ахмадзада подчеркнул, что на северо-западе Ирана проживает 25-30 миллионов этнических азербайджанцев, что, по его словам, могло повлиять на решение Тегерана ослабить дипломатическую напряженность с Азербайджаном.
После Второй нагорно-карабахской войны в 2020 году напряженность в отношениях между Азербайджаном и Ираном усилилась, поскольку власти Азербайджана начали периодически преследовать и арестовывать членов шиитской общины по подозрению в шпионаже в пользу Ирана.
Азербайджан также ранее требовал от Ирана «прекратить неуважение к территориальной целостности Азербайджана», выражая беспокойство по поводу предполагаемых поездок иранских грузовиков в населенные армянами районы Нагорного Карабаха в 2021 году.
В январе 2023 года вооруженный человек ворвался в посольство Азербайджана в Тегеране, убив начальника охраны и ранив двух других охранников, что заставило азербайджанских чиновников обвинить в нападении Иран.