Омбудсмен Грузии Леван Иоселиани заявил в интервью агентству IPN, что количество помилованных президентом Грузии заключенных очень мало и что Саломе Зурабишвили во время своей деятельности «недостаточно эффективно использовала механизм амнистии».
Иоселиани рассказывает о переполненности заключенных в пенитенциарных учреждениях по всей стране и путях решения этих проблем.
«Очень жаль, что Грузия по-прежнему занимает второе место в Европе по количеству заключенных. Недавно был опубликован доклад Совета Европы, в котором Грузия занимает второе место после Турции по количеству заключенных на 100 000 жителей.
Число осужденных в Грузии составляет в среднем 9 500 заключенных, это число довольно велико, оно может быть сокращено. Я также расскажу вам интересную статистику: в 17-м учреждении Рустави и 15-м учреждении Ксани содержится почти 35% от числа заключенных всей пенитенциарной системы, а если добавить к этому 2-е и 8-е учреждения, в 4-м учреждении содержится 70% от общего числа заключенных, что довольно высокий показатель.
Это само по себе, с моей точки зрения, указывает на то, что Грузии нужны как минимум два новых учреждения со средним количеством заключенных в 500 человек. В то же время, необходимо предпринять ряд шагов для сокращения числа заключенных, чтобы опустить Грузию пониже в этой статистике. Я думаю, что нет необходимости держать такое количество людей в заключении», — заявил Иоселиани.
Народный защитник отметил несколько причин, хотя в целом их много. Одна — в том, что т.н. механизм условно-досрочного освобождения (УДО — ред.) работает неэффективно.
«Многие осужденные получают отказ в освобождении, в том числе отказ, причина которого не обоснована. Мы давно ждали эффективного внедрения системы электронных браслетов, которая значительно разгрузит пенитенциарное учреждение и позволит людям проводить период тюремного заключения в семье и отбывать наказание на свободе.
Кроме того, недостаточно эффективно отрабатывается применение мер пресечения, не связанных с лишением свободы — будь то залог, домашний арест или другие, которые также позволили бы разгрузить число заключенных.
Также, что самое важное, к сожалению для меня, президент <Саломе Зурабишвили> за время своей деятельности неэффективно использовала механизм амнистии, и число помилованных заключенных очень невелико. В то время как это — еще один механизм разгрузки пенитенциарной системы. У президента была возможность помиловать любое количество заключенных столько раз в год, сколько она посчитала бы нужным», — заявил омбудсмен Грузии.
По словам Левана Иоселиани, «во время правления Маргвелашвили (четвертый президент Грузии — ред.), как и раньше, было помиловано несколько сотен заключенных. Сегодня это число оценивается в несколько десятков, что очень мало».