Военно-патриотическое воспитание молодежи
«Общение с армией и ознакомление с военным делом даст молодому поколению возможность перенять ценности, на которых стоит наша страна и должно стоять наше общество». Эта мысль стала ключевой в выступлении премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе перед участниками армейского лагеря для школьников в Коджори.
По словам главы правительства, важно, чтобы у школьников была возможность пообщаться с представителями вооруженных сил напрямую и узнать больше о военном деле.
«Прямой контакт с армией очень важен. Армия – наша гордость, армия – наша история. Армия – это то, что принесло нашей стране независимость и самобытность. Поэтому для каждого из вас особенно ценно то, что у вас в эти дни будет возможность напрямую пообщаться с солдатами, узнать о военном деле.
Все это даст вам возможность еще больше разделить ценности, на которых стоит наша страна, на которых должно стоять наше общество.
В современном мире существует множество проблем с точки зрения ценностей. Существуют определенные тенденции, которые имеют свойство подрывать ценности, на которых должно стоять любое общество. Нам особенно важно понять все ценности, которые должны стать прочной основой дальнейшего развития нашей страны».
О воспитании «правильных традиционных ценностей» среди подрастающего поколения грузинские власти говорят давно. Но особый акцент на этом в правящей партии начали делать в последний год, после того как поколение Gen-Z стало основной движущей силой протестов против закона об иноагентах.
В результате массовых протестов в марте прошлого года «Грузинской мечте» пришлось отказаться от принятия законопроекта. Сделав шаг назад, в правящей партии, однако, решили всерьез заняться «работой» с населением, в том числе и патриотическим воспитанием школьников.
Уже спустя несколько месяцев, в июле прошлого года, правительство инициировало новый проект – летний «Армейский лагерь» в Коджори для учеников 9-11 классов.
«Лагерь должен способствовать пропаганде правильных ценностей среди молодежи», – заявлял тогдашний премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на его открытии.
В своем выступлении он говорил о важности популяризации «здоровых» и «правильных» ценностей. В этом процессе важна не только роль семьи, но и роль министерства образования, армии и церкви, отмечал тогдашний премьер.
«В современном мире много соблазнов для молодежи, поэтому необходимо направить их развитие, выбрав правильный ориентир. Роль семьи в этом деле, а потом и роль государства, очень большая. Популяризацию здорового образа жизни, семейных ценностей, я полагаю, мы должны начать с детских садов, со школ», – заявлял Гарибашвили.
Участие в первом потоке армейского лагеря, по его словам, приняли 800 школьников. В этом же году, как отчитался его преемник – Ираклий Кобахидзе, второй поток состоит уже из 2300 учеников.
Как в России?
Многие наблюдатели обратили внимание на то, что риторика и действия лидеров «Грузинской мечты» во многом повторяют принципы патриотического воспитания, о которых часто говорит президент России Владимир Путин.
Само понятие «традиционные ценности» прочно вошло в российский политический обиход около десяти лет назад – после посланий Владимира Путина Федеральному собранию в 2012 и 2013 году. А после вторжения в Украину Кремль нередко позиционирует себя как защитника традиционных ценностей не только в России, но и во всем мире. Тогда же в российских школах все чаще стали говорить о «военно-патриотическом воспитании» школьников.
В России еще в 2016 году было создано российское детско-юношеское общественное движение “Юнармия”. Оно позиционировало себя как «военно-патриотическое» и являлось одним из главных механизмов для милитаризации, мобилизации и военной подготовки молодёжи. Для проведения мероприятий под эгидой движения используется инфраструктура министерства обороны РФ.
Помимо этого, с 2010 года приказами минобороны и министерства образования и науки РФ были предусмотрены специальные военные сборы для учеников 10-11 классов. Но далеко не все школы их проводили, и не все школьники в них участвовали.
Ситуация изменилась на фоне начала полномасштабной войны в Украине. Весной прошлого года родители многих российских старшеклассников получили от школ сообщения о том, что теперь на такие сборы «явка обязательна».
Согласно специальной методичке, в процессе сборов у школьников будут «формировать морально-психологическое и физические качества, необходимые для службы в рядах Вооруженных сил», а именно учить рыть окопы, ходить строем, стрелять, бросать гранаты, передвигаться по полю боя, останавливать кровотечение и осваивать «действия солдата по сигналам оповещения и вспышке ядерного взрыва».
Какие конечные цели преследует “Грузинская мечта”, осуществляя подобные проекты, возможно для политически подкованного родителя является очевидным. Важнее понять с какими знаниями и опытом выйдут сами дети из “армейских лагерей”.
Вряд ли инициатива нанесет репутационный урон грузинской армии. Этот институт на протяжении многих лет пользуется доверием общества, уступая в рейтинге, а иногда опережая, Католикоса Патриарха всея Грузии Илию Второго. Грузинская армия — пример реформированной по западной модели структуры, а ее ценности сложно привязать к одной определенной политической партии, которую к тому же обвиняют в лояльности к главному потенциальному врагу этой самой армии.