- Автор, Люси Уильямсон
- Должность, Би-би-си, Иерусалим
То, что на этой неделе напряженность в отношениях Израиля и «Хезболлы» усилилась, даже при том, что ракетные обстрелы утихли, можно считать своеобразным политическим поворотом.
Это перевод материала нашего корреспондента в Иерусалиме Люси Уильямсон. С оригиналом на английском языке можно ознакомиться на сайте BBC News.
Во время мусульманского праздника Курбан-байрам недавние интенсивные обмены ракетными и пушечными залпами сменились залпами угроз и предостережений, а привычный барабанный бой риторики сдерживания высветил путь к войне.
В среду лидер «Хезболлы» Хасан Насралла пригрозил в случае начала полномасштабного конфликта с Израилем не ограничиваться обороной, но вторгнуться на израильский север.
Он также заявил, что у «Хезболлы» есть «новые вооружения», которые будут задействованы на поле боя.
Но, добавил он, группировка не хочет полномасштабной войны с Израилем и рассматривает свое участие в конфликте как поддержку своего союзника ХАМАС в Газе.
Во вторник «Хезболла» обнародовала снятое с беспилотника видео города Хайфа на севере Израиля, на котором были отмечены ключевые военные и гражданские объекты. Это было воспринято как завуалированная угроза Израилю, чтобы тот не шел на эскалацию конфликта: удар по Хайфе, скорее всего, спровоцирует тотальную войну.
Насралла заявил, что это часть «психологической войны» «Хезболлы» против своего врага.
Через несколько часов после публикации видео министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац заявил, что страна «очень близка к моменту принятия решения об изменении правил в отношении „Хезболлы“ и Ливана».
По его словам, в случае тотальной войны «„Хезболла“ будет уничтожена, а Ливан серьезно пострадает».
Израильские военные заявили, что оперативные планы наступления на Ливан уже «одобрены и утверждены».
Широко распространено мнение, что ни Израиль, ни «Хезболла» не хотят прямо сейчас начинать войну. Конфликт между двумя хорошо вооруженными противниками грозит опустошением миллионам людей по обе стороны границы, а также рискует втянуть в нее Иран, поддерживающий «Хезболлу», и США, ключевого союзника Израиля.
Однако грань между войной и желанием ее избежать становится все более расплывчатой.
Некоторые члены правительства Израиля считают, что атаки ХАМАС 7 октября изменили общий ландшафт безопасности и что жители северных районов страны не смогут вернуться в свои дома, пока «Хезболла» не потерпит военное поражение.
Многие жители севера готовы с этим согласиться.
Более 60 тысяч израильтян размещены во временном жилье вдали от границы с тех пор, как после начала войны в Газе «Хезболла» начала обстреливать север страны.
Более 90 тысячам ливанцев также пришлось эвакуироваться, поскольку израильские войска наносят ответные удары с воздуха и из артиллерийских орудий.
Влиятельный израильский аналитический центр JPPI провел на этой неделе опрос, в котором участвовали 800 израильтян. 60% высказались за то, чтобы ударить по «Хезболле» «в полную силу».
Более трети (36%) хотят, чтобы это произошло «как можно скорее» — еще до того, как Израиль закончит борьбу с ХАМАС в Газе. Эта цифра выросла по сравнению с аналогичным опросом, проведенным три месяца назад.
Война в Газе — еще одна причина, по которой израильское правительство, возможно, опасается начинать вторую, гораздо более жесткую войну с «Хезболлой» параллельно с продолжающимся военным конфликтом в Газе.
Однако в июне правительство повысило потолок числа резервистов, которых оно может призвать, с 300 до 350 тысяч, что усилило разговоры о том, что война на севере не исключена.
Правительство также пытается продлить временно действующий увеличенный на год предельный возраст, до которого резервистов могут призывать в действующую армию.
За последние восемь месяцев Израиль и «Хезболла» все чаще обмениваются ударами, и список целей продолжает расширяться.
Незадолго до начала Курбан-байрама израильским ударом был убит высокопоставленный командир «Хезболлы» Талеб Абдалла. Боевики ответили массированным обстрелом с территории Ливана.
В течение предшествовавшего месяца количество противотанковых ракет и беспилотников, выпускаемых «Хезболлой» через границу, продолжало расти.
Продолжающиеся обстрелы по принципу «око за око» могут перерасти в полноценную войну, особенно если под удар попадет особо чувствительная цель или число жертв окажется слишком высоким.
На данный момент, как заявляет ООН, в Ливане погибло более 400 человек, в том числе мирных жителей.
В Израиле погибло не менее 25 человек — как солдат, так и гражданских лиц.
На этой неделе США направили своего посланника в Израиль и в Ливан, чтобы попытаться уладить разгорающийся конфликт. Но «Хезболла» ясно дала понять, что действует в знак солидарности со своим союзником ХАМАС, и единственным жизнеспособным путем к дипломатическому решению конфликта на севере Израиля, как полагают многие, будет лишь соглашение о прекращении огня в Газе.
Для теснимого со всех сторон премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, на которого постоянно давят, чтобы он восстановил спокойствие, есть свои преимущества в том, чтобы оба конфликта продолжались.
Ему будет трудно заявить о победе в Газе, пока у ХАМАС еще сохраняются организованные военные формирования, а его руководство не уничтожено, не арестовано или не изгнано.
И пока продолжается война с ХАМАС, израильские силы еженедельно уничтожают все больше командиров и позиций «Хезболлы» вдоль северной границы: это может помочь Нетаньяху с возвращением жителей севера страны в свои дома, когда оба конфликта закончатся.
Игра на время — это специальность Биньямина Нетаньяху.
На севере же обе стороны продолжают играть с огнем.