В истории современной Грузии «Ночь Гаврилова» – одно из ключевых политических событий. До наступления самой ночи, еще днем 20 июня, депутат российской Госдумы Сергей Гаврилов, не скрывающий того, что не признает территориальную целостность Грузии, занял кресло спикера грузинского парламента. Именно оттуда он на русском языке открыл заседание «Межпарламентской ассамблеи православия».
Оскорбительный для многих грузин жест вызвал политический кризис: оппозиционные депутаты сорвали заседание, а у здания парламента стали собираться люди. Члены «Грузинской мечты», хоть и с опозданием, но признали, что это была «протокольная ошибка». Критики власти, однако, убеждены: история с Гавриловым стала иллюстрацией процессов, направленных на разворот страны на Север.
«Депутат Госдумы, коммунист, сидящий на месте председателя парламента Грузии – эта картина визуально подтвердила все те сомнения и опасения по поводу изменения внешнеполитического курса страны, которые существовали у людей. Разговоры о нарастающем влиянии России оказались правдой», — говорит Георгий Канделаки, бывший парламентарий, исследователь Института изучения советского прошлого SovLab.
Случившееся вокруг Гаврилова Канделаки не считает случайностью. За несколько дней до инцидента оппозиционер провел пресс-конференцию, на которой призвал правительство не допускать депутата Госдумы РФ на территорию Грузии.
«Гаврилов участвовал в военных действиях в Абхазии в 1992-1993 годах. Кстати, он никогда не отрицал этого факта. Когда его спросили, был ли он в Абхазии во время войны, он ответил, что был, но с гуманитарной миссией. Его биография действительно вызывает интерес. Он, например, работал с Саддамом Хуссейном. В гуманитарных целях, наверное… Кроме того, он работал в корпорации «МиГ». В общем, его биография довольно сомнительна.
Но главное: он находился в Абхазии в период геноцида грузин и убийства тысяч мирных граждан. А 19 июня [2019 года] спикер парламента Ираклий Кобахидзе, как все помнят, вместе с Гавриловым выпивал вино», — рассказывает бывший парламентарий.
Любой ценой: чем рискует «Грузинская мечта» ради сохранения власти
Оставаться в Грузии Сергею Гаврилову тогда пришлось недолго: российского депутата фактически «выдворили» из страны протестующие. Сначала оппозиционные депутаты вырвались на трибуну зала пленарных заседаний, где сидел член КПРФ, и призвали население выйти на улицы. Конференцию пришлось прервать. Под охраной полиции Гаврилова вывели из гостиницы, куда он направился из парламента, и первым же рейсом отправили обратно в Москву.
Тем временем у здания парламента собиралась масштабная стихийная акция, участники которой держали в руках плакаты с надписями «Позор!». Манифестанты требовали отставки спикера парламента Ираклия Кобахидзе.
Но к ночи силовики приступили к разгону митинга, применив весь арсенал спецсредств, включая резиновые пули. В результате действий полиции и спецназа только по официальным данным быои госпитализированы 240 человек, некоторые из них потеряли глаза и зрение. Пострадали около 30 представителей СМИ. 300 манифестантов были задержаны.
Впоследствии Европейский суд по правам человека признал, что в ходе разгона акции протеста власти Грузии нарушили нескольких статей Конвенции о защите прав человека. Страсбург поддержал и позицию правозащитников о неэффективности расследования. По решению суда государство обязали выплатить пострадавшим более 150 000 евро в качестве компенсации.
После жесткого разгона к требованиям демонстрантов прибавились призывы к отставке премьер-министра Георгия Гахария и главы МВД Вахтанга Гомелаури. Правящая команда решила отстранить лишь спикера парламента Ираклия Кобахидзе, который, впрочем, сохранил свое влияние, сначала занял ключевой пост председателя «Грузинской мечты», который ему уступил сам Бидзина Иванишвили, а затем и вовсе занял кресло премьер-министра страны.
Тем не менее, у «Ночи Гаврилова» были свои достижения. Георгий Канделаки считает ее важным водоразделом, когда «Грузинская мечта» утратила свою легитимность и превратилась в «российскую».
«Солидарность во имя мира»: новая прокремлевская сила в Грузии
От Гаврилова до иноагентов
Некоторые критики правящей партии считают, что начавшаяся в июне 2019 года «Ночь Гаврилова» продолжается до сих пор. «Мечта» последовательно внедряет российскую модель управления, вводя репрессивные законы и блокируя демократические реформы. На протесты гражданского общества отвечает применением брутальной силы.
«Ночь Гаврилова показала, что эрозия или дрейф на орбиту Кремля зашли гораздо дальше, чем многие думали. Даже после этой ночи множество западных бюрократов, к сожалению, все еще решили продолжать свое самоослепление, самоодурачивание, будто Грузия движется в западном направлении», — говорит Георгий Канделаки.
Все иллюзии были разрушены после начала полномасштабного вторжения России в Украину. «Грузинская мечта» отказалась присоединяться к антироссийским санкциям Запада и увеличила объем торговли с РФ. Тбилиси и Москва продолжили геополитическое сближение: в мае 2023 года, после четырехлетнего перерыва, было возобновлено воздушное авиасообщение между странами. Запрет на полеты Путин ввел сразу после «Ночи Гаврилова», когда российская пропаганда убеждала своих граждан, что в Грузии для них стало небезопасно.
Но с тех пор правящая «Мечта» предприняла множество шагов, вызывавших похвалу со стороны Кремля. Одним из самых ярких решений, поддержанных российской политической элитой и раскритикованных западными партнерами Грузии, стало принятие закона об иноагентах. Власти утвердили аналог российского репрессивного механизма несмотря на беспрецедентные акции протеста и угрозу приостановки процесса евроинтеграции.
«Я думаю, что в исторической перспективе это – один процесс. Происходящее сегодня в стране – продолжение той «Ночи Гаврилова», — говорит Георгий Канделаки.
Первый пакет, но не последний: санкции США против «Грузинской мечты» и реакция Тбилиси