В Екатеринбурге начался закрытый судебный процесс над журналистом Wall Street Journal, гражданином США Эваном Гершковичем. Его обвиняют в шпионаже. Гершкович — возможно, один из самых ценных иностранцев в российском «обменном фонде», который Москва использует для возвращения домой осужденных за границей значимых для Кремля россиян. Би-би-си рассказывает, что известно о деле Гершковича и попытках его обмена.
Процесс по делу о шпионаже, в котором обвиняют репортера Wall Street Journal 32-летнего Эвана Гершковича, начался в Свердловском областном суде в закрытом режиме.
Это обычная практика для таких дел. На процессе будут присутствовать только судья, прокурор, подсудимый и его адвокаты. Ни родственников или друзей Гершковича, ни представителя консульства США, ни прессы на заседаниях суда не будет.
Перед началом процесса журналисты были допущены в зал заседаний на несколько минут, для протокольной съемки. Заключенный в стеклянную камеру для подсудимых Гершкович, с наголо обритой головой, встретил их улыбкой, но знаком дал понять, что отвечать на вопросы или давать комментарии не будет.
Первое заседание суда было коротким, следующее назначено на 13 августа.
Максимальное наказание, которое предусмотрено за шпионаж (ст. 276 УК РФ) — 20 лет лишения свободы.
Гершкович в ожидании суда провел в московском СИЗО «Лефортово» 15 месяцев. ФСБ задержала его в марте 2023 года в Екатеринбурге, куда Гершкович приехал в командировку по заданию редакции WSJ.
По словам работавшего с ним в паре фотографа, репортер собирал материал для статьи о том, как воспринимают войну люди в российских регионах, для чего посетил Екатеринбург и Нижний Тагил и планировал поехать в другие города. СМИ писали, что Гершкович в том числе интересовался вербовкой в ЧВК «Вагнер».
По версии обвинения, Гершкович «по заданию ЦРУ в марте 2023 года собирал в Свердловской области секретную информацию о деятельности оборонного предприятия АО „НПК „Уралвагонзавод“ по выпуску и ремонту военной техники» и делал это «с соблюдением тщательных мер конспирации». По утверждению ФСБ, журналист был задержан «при попытке получения секретных сведений».
Гершкович стал первым американским журналистом в новейшей российской истории, обвиненным в шпионаже. Он отрицает свою вину, редакция WSJ настаивает, что журналист занимался в командировке исключительно репортерской работой. Президент США Джо Байден назвал арест «полностью незаконным».
Имя Гершковича регулярно упоминается в контексте возможного обмена арестованных или осужденных в России иностранцев на отбывающих срок за ее пределами российских граждан, по тем или иным причинам важных для Кремля.
Первыми о возможном обмене написали коллеги Гершковича в Wall Street Journal. В статье, опубликованной в сентябре 2023 года, издание сообщало о тайных переговорах, которые якобы ведет Кремль.
То, что переговоры между спецслужбами США и России действительно идут и Гершкович — один из кандидатов на обмен, не раз говорил и российский президента Владимир Путин.
О том, кого Кремль рассчитывает получить взамен, Путин рассказал в интервью американскому телеведущему Такеру Карлсону в феврале 2024 года: Москва готова «договориться» и передать Гершковича США, если те смогут решить вопрос возвращения в Россию «патриота», который «сидит в стране-союзнике Соединенных Штатов» за то, что «из патриотических соображений ликвидировал в одной из европейских столиц бандита».
В этом описании СМИ узнали Вадима Красикова — предположительно, сотрудника российских спецслужб, который отбывает пожизненный срок в Германии за убийство в Берлине в 2019 году бывшего чеченского полевого командира, гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили.
По мнению журналистов Wall Street Journal, такое отношение к осужденному в Германии россиянину свидетельствует о том, как «высоко ценил Красикова Путин, бывший офицер КГБ, позже возглавивший Федеральную службу безопасности».
Красиков осужден и отбывает наказание не в США, что затрудняет процесс согласования обмена на уровне спецслужб двух стран. Однако Кремль, похоже, не оставляет попыток договориться.
Путин продолжает говорить, что спецслужбы России и США находятся в контакте по вопросу обмена Гершковича. В последний раз он заявил об этом на четырехчасовой встрече с руководителями международных информационных агентств во время Петербургского экономического форума 5 июня этого года.
Москва передала свои предложения, мяч теперь на стороне США, сказал 19 июня замминистра иностранных дел России Сергей Рябков.
Ожидание обмена может растянуться на годы.
Гражданин США, бывший морпех Пол Уилан, осужденный в России в 2020 году за шпионаж на 16 лет, в интервью Би-би-си говорил, что чувствует себя «брошенным». Он надеялся, что спецслужбам удастся договориться об обмене его на другого важного для Кремля заключенного — россиянина Виктора Бута, осужденного в США на 25 лет заключения торговца оружием. Но администрация президента США Дональда Трампа отказалась от такого варианта, утверждал Уилан.
Бута в итоге все же обменяли, но не на Уилана, а на известную американскую баскетболистку Бриттни Грайнер, осужденную в России за хранение марихуаны. Это произошло уже после того, как Трампа в Белом доме сменил Джо Байден.
Практика обмена между странами одних осужденных на других стимулирует формирование негласных «обменных фондов» из арестованных или уже осужденных иностранцев, в том числе за счет сфабрикованных уголовных дел.
В России такой «обменный фонд» регулярно пополняется — в том числе гражданами США. Так, в феврале 2024 года была задержана Ксения Хавана (Карелина), она обвиняется в госизмене за «сбор средств ВСУ» — за перевод украинскому фонду денег на сумму чуть больше 50 долларов.
В октябре 2023 года в Казани была арестована журналистка «Радио Свобода» (объявлено нежелательной в России организацией и «иноагентом») Алсу Курмашева, ее обвиняют в том, что она не зарегистировалась добровольно в качестве «иностранного агента».