Во вторник в Нидерландах приведено к присяге новое правительство, в которое вошли и представители ультраправых. Его возглавил бывший глава разведки страны Дик Схоф. Герта Вилдерса, политика, известного своей исламофобией, в составе нового кабинета не будет, но будет несколько членов его Партии свободы.
Процесс формирования правительства порядком затянулся — парламентские выборы прошли в Нидерландах в ноябре 2023 года. Победу на них одержала крайне правая Партия свободы (PVV) Герта Вилдерса, получившая 37 из 150 мест в парламенте.
Договориться о создании традиционной коалиции большинства сразу не удалось, и пришлось создавать кабинет, в состав которого вошли менее заметные политики, а лидеры победивших партий в работе кабинета не участвуют, а заседают в парламенте.
В новый кабинет вошли пять министров от PVV и два — от популистского «Движения фермеров-граждан» (BBB). Вместе с либерально-консервативной партией бывшего премьер-министра Марка Рютте VVD и правоцентристским «Новым социальным договором» у вошедших в правительство партий комфортабельное большинство мест в парламенте — 88.
«Это эксперимент для Нидерландов», — сказал политолог из Амстердамского университета Армен Ахвердян в интервью New York Times.
Как и в других европейских странах, в Нидерландах, долгое время считавшихся бастионом либерализма, на последних выборах произошел заметный сдвиг вправо. Пока неясно, как новый кабинет покажет себя в Нидерландах, стране с населением около 18 миллионов человек, где политическая система опирается на культуру достижения консенсуса и искусство компромисса.
Непонятно и то, как изменится роль королевства в Европе, если это вообще произойдет.
Политические маневры
Занявший пост премьер-министра 67-летний Дик Схоф — политический новичок, но профессиональный госслужащий, долгое время работавший на должностях, связанных с национальной безопасностью.
В 2013 году он был назначен национальным координатором по борьбе с терроризмом и курировал ответные меры Нидерландов на катастрофу рейса Malaysia Airlines МН17, сбитого над Украиной российской ракетой в 2014 году (Россия до сих пор отрицает свою причастность к этому).
В 2018 году он возглавил разведывательную службу AIVD и руководил ею два года, а в 2020 году стал генеральным секретарем Министерства юстиции и безопасности.
Бывший член Лейбористской партии, Схоф получил поддержку лидера левой оппозиции Франса Тиммерманса, который, тем не менее, назвал его «очевидным кандидатом Вилдерса».
Он оказался единственным приемлемым кандидатом в четырехсторонней коалиции: три другие партии согласились войти в правительство при условии, что сам Вилдерс не станет премьером.
Далее начались политические маневры.
PVV Вилдерса получила пять из 15 министерских постов в новом правительстве — в том числе посты министров по вопросам миграции и торговли.
Однако первую кандидатуру на пост министра иммиграции, предложенную Вилдерсом, парламент отверг: как оказалось, Гиди Маркушовер (ранее называвший голландскую иммиграционную политику «массовым преступлением против народа») не прошел проверку службы безопасности — той самой, которой ранее руководил Схоф.
Британская Guardian напоминает, что кандидатам на пост министра миграции Марьолейн Фабер и министра торговли Рейнетт Клевер пришлось отвечать на неприятные вопросы в парламенте на слушаниях по поводу их поддержки конспирологической теории omvolking, согласно которой западные элиты намеренно потворствуют миграции, чтобы заменить белое большинство. (Само слово восходит к нацистскому термину Umvolkung, которым нацисты описывали процесс ассимиляции членов «немецкого народа» как способ заставить их забыть о своем языке и происхождении).
Фабер обещала депутатам, что больше не будет пользоваться этим словом, имеющим «ужасные коннотации», однако настаивает, что «демографическая ситуация в Нидерландах меняется» и «вполне законно испытывать большие опасения по этому поводу».
Рейнетт Клевер, предложенная Вилдерсом на пост министра внешней торговли и помощи развитию, запомнилась своим предложением в 2016 году сократить бюджет на гуманитарную помощь до нуля. На минувшей неделе она объявила о выходе из состава правления телекомпании ультраправого толка Ongehoord Nederland, оштрафованной в 2022 году за распространение фальшивых новостей.
Financial Times отмечает, что VVD бывшего премьер-министра Марка Рютте предложила на должность министра финансов бывшего сотрудника министерства Элко Хейнена, уже заявившего парламенту, что его единственная цель в политике — меньше тратить, и это обещание он намерен выполнить, пока находится на своем посту.
Хейнен заставил Вилдерса отказаться от обещаний о значительных бюджетных расходах. Но теперь ему придется изыскать 15 млрд евро, на которые он хочет сократить бюджет.
Как и претендующий на пост премьер-министра лидер французских ультраправых Жордан Барделла, Хейнен хочет сократить взносы Нидерландов в бюджет Евросоюза с 2027 года. Он также заявил, что наложит вето на любые совместные заимствования для финансирования обороны или «зеленых» расходов.
Представляющая Партию свободы новый заместитель премьер-министра и министр здравоохранения Флер Агема тем временем выступила за сокращение сроков проведения абортов.
Министр экономики Дирк Бельяартс, бывший управляющий отелем и почетный консул Венгрии в Нидерландах, был вынужден отказаться от венгерского паспорта, поскольку Вилдерс выступает против двойного гражданства для лиц, занимающих высокие должности.
Министр жилищного строительства Мона Кейзер перешла в «фермерскую» партию ВВВ из христианско-демократической партии CDA после того, как Марк Рютте уволил ее из предыдущего кабинета за публичную критику антиковидных мер.
В июне она уже отметилась на одном из дискуссионных шоу, заявив, что «ненависть к евреям — это почти часть исламской культуры». Другие гости программы шумно ей возразили, и ей пришлось отступить, сказав, что она «не имела в виду всех мусульман».
В парламенте Кейзер представляла ВВВ по внутренним делам, цифровым технологиям, миграции, социальным вопросам и СМИ и настаивала, что некоторые части Украины можно объявить безопасными, чтобы беженцы могли туда вернуться.
Новым министром сельского хозяйства страны стала 39-летняя Фемке Вирсма, городская жительница, получившая известность в 2010 году в реалити-шоу «Фермер хочет жену», отмечает FT. Она вышла замуж за фермера, родила четверых детей, развелась и стала политиком популистского «Движения фермеров-граждан», впервые заявившего о себе в 2019 году в ходе протестов фермеров против экологических законов ЕС.
Две другие партии в правительстве — либерально-консервативная VVD и правоцентристский «Новый социальный договор» — пообещали следить за поведением своих партнеров и постарались заверить рынки в том, что будут проводить разумную финансовую политику и поощрять инвестиции в пятую по величине экономику ЕС.
Профессор политики в Утрехтском университете Барбара Вис в интервью FT сказала, что на этой неделе Схофу предстоит «боевое крещение», добавив: «Мы не знаем, как он проявит себя, учитывая, что у него нет политического опыта».
По ее мнению, то, что Схоф не принадлежит ни к одной партии, еще больше ослабляет его положение, поскольку министры от каждой партии перед заседаниями кабинета согласовывают позиции, которые им следует занять.
Ослабнет ли влияние Вилдерса?
Вилдерс сохранит свое место лидера своей партии в нижней палате парламента и будет иметь значительное влияние на новый кабинет министров.
Как сказал в интервью NYT доцент кафедры нидерландской политики Лейденского университета Саймон Отьес, сохранив свое место в парламенте, Вилдерс будет чувствовать себя более свободно и сможет говорить, что захочет, поскольку он лично не связан коалиционным соглашением.
Такого же мнения придерживается и Барбара Вис. «Он может попытаться приписать себе заслуги за то, что идет хорошо, и в то же время сможет дистанцироваться от правительства, если это окажется для него выгодным», — говорит она.
FT цитирует политика из одной из коалиционных партий, заявившего, что, хотя Вилдерса и «посадили в клетку», он все еще способен потопить правительство: «Вилдерс быстро разочаруется, зная, что его министры находятся в меньшинстве, а его политические цели ограничены существующими договорами и законодательством, которые большинство обязалось соблюдать».
Тем временем сам Вилдерс, обещавший после выборов умерить свою риторику, на минувшей неделе вновь попал в заголовки новостей, назвав ислам «отвратительной, предосудительной, жестокой и ненавистной религией». Он уже был осужден за дискриминационные высказывания в адрес марокканской общины и последние 20 лет живет в безопасных местах и под охраной полиции из-за постоянных угроз его жизни.
Вилдерс действительно перестал упоминать свои наиболее одиозные требования, например, запрета мечетей и исламских школ и выхода Нидерландов из Европейского союза. Но, как отмечают комментаторы, назначение нескольких его радикальных союзников (в том числе любителей конспирологии нацистского толка) на ответственные министерские посты может позволить ему опираться на них, чтобы продвигать свои идеи, хотя бы частично.
Кроме того, некоторые обещания, данные Вилдерсом во время предвыборной кампании, могут оказаться нереалистичными или неконституционными, сказал NYT Армен Ахвердян.
«Предзнаменования не самые благоприятные, — сказал Ахвердян. — Я бы не стал ставить на то, что этот кабинет продержится четыре года».
Что будет с европейской политикой?
Нидерланды обладают значительным влиянием в Европейском союзе. Покинувший свой пост Марк Рютте считался неофициальным лидером «экономных» стран блока — группы северных стран, предпочитающих ограниченные расходы Евросоюза, — и был известен своими связями и талантом переговорщика и дипломата.
При новом премьер-министре положение дел, вероятно, изменится, считают политические эксперты. Пытаясь оказывать давление на Брюссель, к которому Нидерланды привыкли при Рютте, беспартийный премьер Дик Схоф, не имеющий политического опыта, может столкнуться с немалыми трудностями.
Политолог Армен Ахвердян отмечает, что международные отношения играли в предвыборной кампании весьма небольшую роль — главным образом в ней говорили о миграции.
«У нового кабинета очень скромные международные амбиции», — считает он.
Сам Рютте, уходящий на пост генерального секретаря НАТО, в своем прощальном выступлении в качестве премьера призвал к дальнейшей поддержке Украины.
Как изменится позиция Нидерландов — одного из крупнейших в Европе союзников Киева, — пока тоже не понятно. Вилдерса в прошлом не раз упрекали в пророссийской позиции, а сам он выступал против военной помощи Украине. Однако в феврале Вилдерс выразил готовность рассмотреть возможность предоставления военной помощи Киеву.