Эстонский этнолог, член входящей в правительственную коалицию Социал-демократической партии Аймар Вентсель в своей колонке, опубликованной на сайте Эстонского национального телерадиовещания, пишет, что «люди в Грузии ждали <в 2008 году>, что Путин избавит их от Саакашвили», сообщает «Эхо Кавказа».
Анализируя политические события 2008 года, о войне 2008 года он пишет:
«Мало кто в Эстонии знает, что во время пятидневной войны в 2008 году в Грузии было довольно много людей, ожидавших прихода российских войск. Это может показаться сюрреалистическим, но в Грузии были люди, которые ждали, что Путин избавит их от Саакашвили».
Этнолог рассказывает о встрече в Тбилиси с немецким исследователем, который поведал ему «о новом исследовании, согласно которому грузины – это не политический, а культурный и языковой народ».
«Как в случае любого исследования, здесь тоже было что критиковать. Однако я согласен с точкой зрения, что грузин объединяет не государственность, а то, что они говорят на одном языке, имеют схожие понятия и свою кухню», — говорится в колонке.
Вентсель уверен, что «большинство людей смотрят на государство, правительство и президента как на нечто, существующее в другой реальности».
«Если сравнивать с чем-то грузинское общество, то, пожалуй, не будет преувеличением сравнение со средневековым племенным обществом, для которого региональные и родственные связи важнее мировоззрения и гражданской позиции», — отмечает он.
Далее Вентсель рассказывает о грузинских протестах против закона об «иноагентах». При этом его оценки о численности их участников совпадают с оценками правящей партии «Грузинская мечта».
«Майские протесты в Грузии были описаны как акции «народ Грузии хочет в Евросоюз». В трех городах – Тбилиси, Кутаиси и Батуми – по самым оптимистичным оценкам, на улицы вышло от 15 000 до 20 000 человек.
Предположим, что половина людей по тем или иным причинам не вышла. Население Грузии составляет чуть менее четырех миллионов человек, и, согласно официальным данным, население Тбилиси равно общей численности населения Эстонии.
Дает ли тот факт, что менее двух процентов населения показали свое отношение к, так сказать, русскому закону, повод заявлять, что «народ Грузии» хочет идти по европейскому пути развития, это вопрос интерпретации», — говорит этнолог.
Вентсель, ссылаясь на «людей, хорошо знающих Грузию», пишет, что «большинство грузин действительно хотят в Европейский союз, но на своих условиях». Продолжая мысль о том, что европейские ценности разделяют «менее двух процентов населения Грузии», он интересуется:
«Сейчас складывается очень интересная ситуация: сможет ли эта небольшая часть общества склонить чашу весов на октябрьских выборах и открыть Грузии путь в Евросоюз?».
Грузинскую внутреннюю политику Вентсель сравнивает с футбольным матчем третьей лиги – «когда не знаешь, кто забьет решающий гол».
На вопрос «Эха Кавказа», откуда у Вентселя информация, что «в Грузии было довольно много людей, ожидавших прихода российских войск», этнолог ответил, что источник не один, и в течение последних лет он общался со многими людьми и слышал «богатое разнообразие мнений о том, что люди думали в 2008 году».
А касательно численности тбилисских митингов против закона об иноагентах, Вентсель сообщил, что следил за событиями через платформу X, а также уверен, что на площади перед парламентом и прилегающих улицах «невозможно втиснуть 100 тысяч человек, как сообщали некоторые».
«Протесты в Батуми и Кутаиси были относительно небольшими», – отметил он, повторив, что в трех городах максимальное количество протестующих против закона об «иноагентах» достигало 20 тысяч.
Отмечается, что социал-демократическая партия Эстонии входит в Партию европейских социалистов, которая, в свою очередь, в 2023 году исключила из своих рядов «Грузинскую мечту».