Site icon SOVA

«Несколько фаз унижения». Почему прекратил существование московский Театр Романа Виктюка?

dde829d0 3e6a 11ef 8ab6 a3c62b0d0061.jpg Новости BBC театр

Автор фото, Сергей Фадеичев/TASS

На этой неделе в Москве прекратил свое существование Театра Роман Виктюка. По решению нового худрука тетра Константина Богомолова, назначенного на этот пост месяц назад, теперь он будет называться «Театр – Сцена «Мельников». И хотя новое руководство труппы и российская пресса делают упор на том, что речь идет прежде всего о переименовании, ученики и поклонники Романа Виктюка уверены, что истинная цель — полное уничтожение его наследия.

«Видео, фотографии о Виктюке убраны из соцсетей театра, запрещены посты про него, полностью зачищены соцсети, закрыт ютуб канал. Происходят кадровые изменения, увольнения, назначаются новые люди», — написал в «Фейсбуке» ученик Виктюка, актер и режиссер Дмитрий Голубев.

Теперь в названии театра будет увековечено имя архитектора здания, в котором располагался театр Виктюка.

«Константин Мельников стоит в ряду выдающихся художников русского и советского авангарда, прославивших нашу культуру», — говорится в заявлении руководства театра.

На платформе Change.org создана петиция против «беспредела и театрального вандализма Константина Богомолова». За одни сутки ее подписали более 500 человек.

В обосновании, опубликованном на сайте театра 8 июля, говорится, что новое руководство сохранит в репертуаре те работы Виктюка, которые «не теряют эстетической энергии», и будет поддерживать «память о режиссере, организуя юбилейные мероприятия и лекции».

Однако эстетика постановок Романа Виктюка вряд ли ко двору в культурном пространстве современной России, и остается только гадать, сколько его спектаклей продолжат свое существование.

Автор фото, Вячеслав Прокофьев/TASS

Что касается памяти о Виктюке, то, по словам его ученика, режиссера Константина Каменского, сейчас ни писать, ни говорить о нем в театральных кругах, мягко говоря, не рекомендуется

«Виктюк приходился не ко двору в России уже с 2014 года. Мы с ним виделись в Лондоне в 2016 году, я спросил его, почему он до сих пор работает в Москве при том, что там происходит. После Крыма человеку, который не скрывал своих симпатий к Украине, было достаточно опасно оставаться там. Он мне сказал: „где я еще возьму таких актеров“», — вспоминает Каменский.

«На мой вопрос, на что он надеется, Роман Григорьевич с иронией сказал: „мне прислали к юбилею телеграмму, что я национальное достояние“. Телеграмма была то ли от министерства культуры, то ли от правительства. Но Мейерхольда тоже чествовали, а чем кончилось, мы знаем», — говорит режиссер.

Чужая эстетика в скрепной России

На данный момент известно, что с репертуара сняты спектакли «Служанки», «Последняя любовь Дон Жуана», «Несравненная!», «Иллюзии любви», «Кот в сапогах», «Маскарад Маркиза де Сада» — все в постановке Виктюка, и две работы других режиссеров: «Венецианка» Игоря Неведрова и «Лакейские игры» Александра Карпушина.

Автор фото, Василий Кузьмичёнок/AGN MOSKVA

Некоторые спектакли новый худрук намерен переделать и оставить в репертуаре. Пока сообщается, что новой редакции подвергнется постановка «Федра», решение по остальным будет принято после того, как Богомолов их отсмотрит.

Роман Виктюк – признанный мастер острых форм и глубокого содержания. При большом количестве ярких работ его манифестом считается спектакль «Служанки», в котором все женские роли играют мужчины.

«Это сейчас „Служанки“ входят в театральные энциклопедии, а тогда, в 1987-м, это было событие из ряда вон — мужчины в юбках вышли на сцену! Мы репетировали 90 дней безвылазно. Роман Григорьевич на репетициях периодически поджимал под себя ноги и говорил: „Я не знаю, что творю“, — вспоминает исполнитель одной из главных ролей первого состава „Служанок“ актер Николай Добрынин.

В основе постановок Романа Виктюка как правило лежит тема индивидуальных свобод, в том числе сексуальных, вступающих в конфликт с социумом.

Во многих его спектаклях на сцену выходят полуобнаженные люди, очень большая ставка делается на пластику тела, да и названия спектаклей тоже порой пикантны — «Давай займемся сексом», «Масенькие супружеские игры», «Путаны» и другие.

Автор фото, Станислав Красильников/TASS

В России не такого уж далекого прошлого Виктюка называли мастером эпатажа и великим театральным провокатором. Но тогда страна еще не получила установку рьяно охранять скрепы и традии.

«Эстетика Виктюка очень специфична, сегодня она на раз подпадает под пропаганду каких-то там нетрадиционных ценностей», — говорит Константин Каменский.

Судя по всему, новый худрук театра Константин Богомолов намерен идти в ногу со временем.

«Это будет театр, опирающийся на традиции русского драматического искусства во всем многообразии его проявлений — от психологических до формотворческих. Это будет театр, открытый современности и чутко реагирующий на жизнь нашего общества», — сказал он.

Слово в защиту Богомолова?

Театральный критик и ректор ГИТИС Григорий Заславский в комментарии российской прессе заявил, что, переименовав театр Виктюка, новый худрук поступил безжалостно, но трезво.

По мнению Заславского, ни один театр не может идти вперед, держась за прошлую славу и обаяние одного человека, и продолжать ставить спектакли, которые задумывались другим режиссером, не имеет смысла.

«[…] если режиссер не следит за состоянием спектакля, это разрушается мгновенно. Виктюк — режиссер выдающийся, а фигура и вовсе титаническая. Обаяние Виктюка в его спектакли вдыхало смысл, который при отсутствии самого Виктюка быстро улетучивается», — считает ректор ГИТИС.

Режиссер Константин Каменский считает такие аргументы несостоятельными.

«После смерти Вахтангова театр продолжил существовать, во многом благодаря режиссерам, которые с Вахтанговым даже знакомы не были. Он остался театром имени Вахтангова на долгие годы», — говорит он.

«Авторские театры сохраняют имя своего создателя. В театре идут спектакли, поставленные Виктюком, при том сравнительно недавно, а „Служанки“ — это вообще вечный спектакль. И нет никаких причин переименовывать театр Виктюка, снимать со стен его фотографии и выносить вещи из его кабинета кроме умышленных», — добавляет Каменский.

Как сохранить наследие Виктюка

Автор фото, Konstantin Kamenski

«Этот театр прошел несколько фаз унижения. В сентябре 2022 года он стал призывным пунктом. А артисты в это время играли спектакли. То есть в фойе забривали головы солдатам, которых отправляли в Украину убивать родственников Виктюка, а в зале шли „Служанки“, и актеры кричали со сцены: „невозможно любить друг друга в рабстве“, — говорит Константин Каменский.

По его мнению, актеры, которые в тот момент остались в труппе и продолжали выходить на сцену, уже сделали свой выбор — они будут послушно работать при Богомолове и биться за наследие Виктюка не станут.

Но зрителям эти спектакли очень нужны, уверен Каменский, это следует из полных залов, которые вплоть до последнего времени собирали постановки из прежнего репертуара.

«У этого театра очень мощная фан-база, своя публика, которая ходила и будет ходить, если эти спектакли будут играться где-то еще. Эти спектакли — живые, их пересматривают по несколько раз. Пока, насколько я понимаю, Богомолов не собирается запрещать ставить „Служанок“ за пределами театра», — говорит Константин Каменский.

Вопрос в том, не передумает ли Константин Богомолов и не решат ли российские власти окончательно похоронить наследие режиссера, поддержавшего Оранжевую революцию в Украине и осудившего российское присутствие на Донбассе.

Exit mobile version