Жизнь в обществе и забота о ближних, вероятно, и есть то основное, что позволило нашему виду не просто выжить, но и развиваться на протяжении миллиардов лет. Новые подтверждения этой популярной среди ученых теории ученые получили, когда начали изучать небольшую кость неандертальца с необычными характеристиками.
В 1989 году в пещере Кова-Негра недалеко от испанского города Валенсия группа палеонтологов обнаружила пятисантиметровый фрагмент кости внутреннего уха шестилетнего неандертальца.
Хотя ученые не смогли определить, какого пола был ребенок, они назвали его Тиной.
Археологи крайне редко сталкиваются с подобными фрагментами тела неандертальцев. Как правило они находят более крупные останки, такие как черепа, зубы или кости конечностей.
Ученые сразу поняли, что сделали крайне важную находку.
Неандертальцы населяли Европу сотни тысяч лет, но вымерли 40 тыс. лет назад. Они одни из наших ближайших известных родственников. Homo sapiens (человек разумный) и Homo neanderthalensis (неандерталец) классифицируются как отдельные виды гоминидов, которые жили в одно и то же время и произошли от общего предка.
По оценкам, найденный фрагмент кости относится к периоду верхнего плейстоцена, то есть ему от 120 тысяч до 40 тысяч лет.
«Компьютерная томография принесла очень неожиданный результат: она показала, что у этого неандертальца были врожденные дефекты, соответствующие синдрому Дауна. Они могли вызывать серьезные проблемы со здоровьем на протяжении всей жизни девочки», — говорит Валентин Вильяверде Бонилья, почетный профессор кафедры истории первобытного общества в Университете Валенсии, возглавлявший раскопки.
Угроза выживанию
Как считает профессор Вильяверде, судя по повреждениям на окаменелости, Тина страдала от частых ушных инфекций и глухоты. Ей было трудно держать равновесие, и, вероятно, передвигаться.
«Ей пришлось очень трудно, ее выживанию угрожала опасность. В одиночку преодолеть эти проблемы она бы не смогла», — считает ученый.
Синдром Дауна — это генетическое заболевание, при котором у человека формируется дополнительная хромосома, которая может вызывать различные нарушения интеллектуального развития, а также проблемы с сердцем, пищеварением и другими органами.
И все же Тина дожила до шести лет, что намного превышает обычную продолжительность жизни детей с синдромом Дауна в первобытном обществе.
Для сравнения, в начале ХХ века, с 1920-х до 1940-х годов, продолжительность жизни ребенка с синдромом Дауна составляла от 9 до 12 лет.
Группа ученых из Университета Алькалы, которая исследовала ушную кость Тины, установили, что одна мать ребенка вряд ли бы самостоятельно справилась с уходом за таким ребенком. Чтобы девочка (если это была она) выжила в течение нескольких лет, судя по всему, требовалась помощь других членов социальной группы.
Результаты их работы были опубликованы в июльском выпуске журнала Science Advances.
Главный вопрос, стоящий перед учеными, заключается в том, была ли эта забота продиктована соображениями альтруизма — или же корысти.
Неандертальцы были группами охотников-собирателей, которые перемещались по очень обширным территориям.
«Если бы этому ребенку не уделяли особого внимания, он бы не дожил до шести лет», — считает профессор Вильяверде.
Что можно сказать о поведении неандертальцев
Тот факт, что неандертальцы заботились о своих инвалидах, ученым известен давно. Однако эксперты продолжают спорить о том, зачем им это было нужно.
«Некоторые полагают, что друг за другом ухаживали индивиды, которые были способны ответить услугой за услугу. Другие утверждают, что такой уход был вызван чувством сострадания, связанного с другими разновидностями высокоадаптивного социального поведения», — говорят авторы исследования.
Группу испанских ученых, которая изучала маленькую кость Тины, возглавляла Мерседес Конде Вальверде.
«Есть останки других неандертальцев с патологиями, болезнями или травмами, которым, вероятно, тоже требовалась помощь соплеменников, — сказала она Би-би-си. — Но все они были взрослыми, и их патологии — не врожденные, а приобретенные в течение жизни: это раны, болезни, переломы костей и другие травмы».
«Причины этого поведения не до конца ясны. Я помогаю взрослому человеку из соображений альтруизма, просто потому что мне так хочется, или же из расчета на взаимную помощь — потому, что он помог мне в прошлом или поможет в будущем?» — рассуждает эксперт.
Насколько нам свойственен альтруизм?
Случай Тины — исключительный, поскольку она родилась с болезнью, но сумела прожить с ней как минимум шесть лет.
«Это означает, что им приходилось ей много помогать и заботиться о ней. Но поскольку она была ребенком, они, вероятно, понимали, что она не сможет ответить тем же», — говорит Мерседес Конде Вальверде.
Если посмотреть на это заключение в контексте эволюции нашего вида, можно сделать вывод, что неандертальцы проявляли альтруистическое поведение, точно так же, как мы.
Известен случай, когда шимпанзе с синдромом Дауна прожил 23 месяца благодаря заботе матери, которой помогала старшая дочь.
Когда дочь перестала помогать матери в уходе за потомством, мать не смогла обеспечить необходимый уход — и потомство погибло.
По мнению Конде Вальверде, у Homo sapiens и неандертальцев должен был быть общий предок, который также обладал состраданием. Поэтому оба вида унаследовали это ценное качество, хотя и относились к разным эволюционным ветвям.
Человеческий вид, давший начало неандертальцам и Homo sapiens, жил около миллиона лет назад.
«Наша теория заключается в том, что другие члены социальной группы могли помогать девочке напрямую — или же помогать матери, беря на себя часть ее задач, чтобы она могла заботиться о Тине. Мы предполагаем, что неандертальцы были очень похожи на нас», — говорит Мерседес Конде Вальверде.
«Это открытие кажется мне прекрасным, потому что оно привлекает внимание к группе людей с синдромом Дауна», — говорит Игнасио Мартинес Мендисабаль из Университете Алькалы.
Но кроме того, считает ученый, находка позволяет изучить «глубокую научную проблему эволюционной биологии, которая ставит вопрос, когда и как возникает наше уникальное человеческое поведение — забота об уязвимых членах сообщества».