- Автор, Наталия Зотова
- Должность, Би-би-си
В деле обвиненной в «военных фейках» Надежды Буяновой появилась новая свидетельница защиты. Валерия Браца — блогер и администратор «патриотического» телеграм-чата — жалуется на травлю со стороны главной свидетельницы обвинения.
31 января 2024 года москвичка Анастасия Акиньшина повела сына в поликлинику к педиатру, Надежде Буяновой. Что случилось на приеме, сейчас разбирается суд. Но по дороге из поликлиники Акиньшина записала «кружочки» — видео в телеграм, на которых, плача, рассказала, что врач назвала погибшего на войне отца ее ребенка «законной целью Украины».
«Куда мне на эту шмару жаловаться, чтобы ее на [фиг] из страны выкинули и посадили к чертям собачьим?» — спрашивала она на видео. Эти кружочки Анастасия прислала в чат в телеграме, где собрались зрители стримерки Валерии Брацы: она рассказывает о политике и войне в Украине с пророссийских позиций.
В чате Акиньшину знали как вдову российского военного. Ей стали сочувствовать, а кто-то из участников тогда посоветовал написать на врача заявление. Акиньшина так и сделала, особо подчеркнув, что врач — украинка, родом из Львова.
На следующий день после этого 67-летнюю Буянову уволили из поликлиники, затем к ней пришли с обыском, в ходе которого ей разгромили квартиру, и наконец лично потребовал «разобраться» глава СКР Александр Бастрыкин. Так и появилось уголовное дело о «фейках о российской армии», из-за которого Буянова больше двух месяцев сидит в СИЗО. Сейчас идет суд, Анастасия Акиньшина — ключевая свидетельница, и все дело строится на ее показаниях.
Теперь же администратор того самого чата — блогерка Валерия Браца — готова прийти в суд как свидетель защиты Буяновой и дать показания против Акиньшиной.
«Мы ее пожалели, поверили, что она несчастная жена, вдова, мать троих детей, — рассказала Браца Би-би-си. — Мы ее забрали к себе как друга, но этот друг оказался не только предателем, но и скрытым нацистом».
«А не подкупили ли ее ЦИПсОшники?»
Браца рассказала Би-би-си, что Акиньшина представилась в чате замужней женщиной, «у которой муж на СВО». На самом деле к тому времени она была разведена с мужем, а мужчина уже погиб на фронте, но товарищи по чату якобы этого не знали.
По воспоминаниям Валерии Брацы, Акиньшина провела в чате около двух месяцев. Браца обвиняет ее в «неадекватности», приводя в пример некие «сумасшедшие кружочки», которые записывала женщина, и ее рассказы о панических атаках. Среди прочего Акиньшина присылала в чат видео, на котором уговаривает семилетнего сына дать показания против педиатра (есть в распоряжении Би-би-си).
То, слышал ли ребенок спор врача и матери (если он вообще был), — важный вопрос суда над Буяновой: высказанное в частном разговоре с глазу на глаз по определению не может быть публичным распространением «фейков об армии». На видео мальчик говорит, что «боится тетю» и поэтому не хочет идти в суд.
Позже Акиньшина, по словам Брацы, обиделась, вышла из чата и с тех пор «клевещет и травит» Валерию в интернете.
Из чата женщина не просто удалилась, настаивает Валерия: по ее словам, она «пошла всю нашу личную информацию выкладывать в чаты, где сидят и ***** [уничижительное наименование украинцев], и русские нацисты, и либералы».
В распоряжении Би-би-си есть несколько видео из телеграм-чатов, в которых состояла Акиньшина. В одном из них она намекает, что напишет на Брацу заявления в правоохранительные органы. В другом — утверждает, что та незаконно получила материнский капитал. В третьем обвиняет Брацу в том, что она «пьет каждый день» и употребляет наркотики.
Валерия Браца нашла сходство между тем, как Акиньшина обошлась с ней, и ситуацией с педиатром. Дело в том, что Браца тоже украинка по рождению, как и врач Надежда Буянова. В 2022 году Браца, по собственным словам, «заняла свою гражданскую позицию и из Европы переехала в Россию».
«Она ходит и говорит, что я незаконно получила гражданство, маткапитал, ипотеку, — возмущается Браца, говоря об Акиньшиной. — Я говорю: детка, ты больная на голову? Ты точно так же сказала про эту Буянову, что она незаконно живет в России. Человек 30 лет в России прожил и людей пролечил! Стало очень интересно, а не подкупили ли ее ЦИПсОшники [ЦИПсО — Центр информационно-психологических операций, часть армии Украины]? Не подкупили ли ее либералы, чтобы поднять этот межнациональный конфликт россиян с украинцами во время СВО?»
Что говорит сама Акиньшина?
В ютубе также появился видеоролик, где Анастасия Акиньшина излагает свою версию событий. Она настаивает, что именно администраторы чата распространили видео, которые она записывала лишь для участников, и уже на следующий день ролик появился в таблоиде Mash, а сама она «проснулась печально знаменитой».
После этого ее начали травить в интернете, утверждает Акиньшина, а также ей «пришлось» давать интервью НТВ и общаться с правоохранителями. «Они всячески меня поддерживали, — говорит Акиньшина об участниках чата Брацы. — Я думаю, это поддержка была, чтобы раскрутить свой канал».
Акиньшина встречно обвиняет Брацу в «травле» и обнародовании ее личной информации. «К тому, что я рассказала о себе, она [в стримах] приплетает еще много от себя: что она не знала, что муж бывший, хотя я показывала заявление. Зная, что у меня суды, она грозилась, что будет на суде и расскажет, что я алкоголичка, наркоманка, детей своих бросаю, шляюсь по клубам. Я всего не упомню. Они блокируют тебя на своих каналах, ты не можешь прийти и возразить, и люди видят только одну сторону, которая ничего общего с правдой не имеет», — пожаловалась Акиньшина в своем видео.
По словам же Валерии Брацы, Акиньшина не ограничилась видеороликами, а написала на нее донос в органы. Правда, это ни к чему не привело.
«Ты проводила сбор на СВО и положила деньги в карман!» — цитирует Браца обвинения бывшей подруги. — Я говорю: а как мне тогда в уголовном розыске могли выдать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела? Если меня проверили по поводу сбора?» Валерия отказалась показать эту бумагу корреспонденту Би-би-си, объяснив это тем, что ей запретили обнародовать документы.
Теперь Браца готова прийти в суд и рассказать об этом. «Я не хотела сначала в суды влезать. Но я понимаю, что справедливость должна восторжествовать. Она очень много льет грязи, неправды, клевеща на украинцев. Что ей Буянова плохого сделала? 30 лет поднимала экономический фон страны, живя в России, лечила детей?» — сказала блогерка Би-би-си.
По обвинению в фейках о российской армии Надежде Буяновой грозит до пяти лет тюрьмы. Женщина отрицает, что называла кого-либо «законной целью Украины», и настаивает, что ее оговорили. Недавно суд признал увольнение Буяновой незаконным, и ее восстановили на работе.