- Автор, Фируз Рахими и Питер Болл, Всемирная служба Би-би-си
- Должность, Эгль, Швейцария
Фариба Хашими жмет на педали гоночного велосипеда стоимостью в 20 тысяч долларов, пытаясь догнать свою сестру Юлдуз, которая мчится в нескольких метрах впереди. Сестры тренируются на дорогах Швейцарских Альп в преддверии Олимпийских игр.
Эти тренировки стали последним этапом долгого пути, который пришлось преодолеть девушкам из глухой афганской деревни, чтобы осуществить свою мечту.
Все началось с того, что они, переодевшись, приняли участие в местных соревнованиях на одолженных у соседей велосипедах. После возвращения к власти Талибана, им пришлось расстаться с близкими и бежать.
В ближайшее время они примут участие в Олимпийских играх. Несмотря на то, что талибы запретили женщинам заниматься спортом, сестры решили соревноваться под флагом своей страны.
Этапы непростого пути
В современном мире многие элитные спортсмены начинали тренироваться, едва научившись ходить. 21-летняя Фариба и 24-летняя Юлдуз пришли в спорт очень поздно.
Сестры выросли в одной из самых консервативных провинций Афганистана, Фарьябе, располагающейся на севере страны у границы с Туркменистаном. В этих краях увидеть женщину на велосипеде практически невозможно.
Как-то раз, когда Фарибе было 14 лет, а Юлдуз – 17, они наткнулись на объявление о проведении местной велогонки. Сестры тут же решили принять в ней участие.
Однако осуществлению этого плана мешали две небольшие проблемы: у них не было велосипедов, и ездить на них сестры не умели.
Велосипед они поначалу позаимствовали у соседа. Всего через несколько часов попыток его освоить, они решили, что кататься научились.
Следующий этап был более трудным: требовалось сделать все возможное, чтобы семья не узнала о том, чем они занимаются, потому что к женщинам-спортсменкам в консервативных районах Афганистана относятся плохо.
Сестры назвались вымышленными именами и нарядились в мешковатую одежду, покрыв волосы широкими платками, а лица – солнцезащитными очками, надеясь, что в этом камуфляже люди их просто не узнают.
Самое невероятное, что в гонке они заняли первое и второе места.
«Это было волшебное чувство, — сказала Фариба. — Я чувствовала себя птицей, которая умеет летать».
Они стали регулярно принимать участие в гонках и так же регулярно побеждать. В конце концов родители узнали, чем занимаются их дочери, увидев их фотографии в местных СМИ.
«Поначалу они страшно расстроились и велели мне перестать ездить на велосипеде, — рассказала Фариба. — Но я не сдалась. Я продолжила тайно тренироваться».
Сестры упорно стояли на своем, хотя иногда любимое занятие становилось реально опасным: их пытались сбить машинами или бросали в них камни, когда они проезжали мимо.
«Меня все время оскорбляли. А я хотела только одного: продолжать выигрывать гонки», — сказала Юлдуз.
Сестрам было нелегко, но вскоре все изменилось к гораздо худшему.
Побег из дома
В 2021 году, всего через четыре года после того, как сестры начали заниматься велоспортом, талибы вновь пришли к власти в Афганистане.
Они тут же радикально урезали права женщин, лишив их доступа к образованию и ограничив возможность путешествовать. Кроме того, талибы запретили женщинам заниматься спортом.
И Юлдуз, и Фариба мечтали принять участие в Олимпийских играх. Им пришлось сделать непростой выбор: продолжить участвовать в гонках, для чего придется покинуть Афганистан, или остаться дома, но забыть о спорте.
Благодаря связям, завязавшимся у сестер в мире велосипедного спорта, им с тремя товарищами по команде удалось получить места в самолете, эвакуировавшем итальянцев из Кабула после возвращения талибов.
Оказавшись в Италии, сестры стали членами велосипедного клуба и впервые стали тренироваться под руководством профессиональных тренеров.
«В Афганистане у нас не было никакой профессиональной подготовки, — подчеркнула Юлдуз. — Мы просто брали велосипеды и катались, вот и все».
Но расставание с родиной и семьей оказалось тяжелым.
«Тяжелее всего мне было пережить расставание с матерью, — сказала Фариба. — Я никогда не думала, что велосипед разлучит меня с братьями и сестрами».
Но возвращение Талибана к власти привело еще к одной проблеме: поставило под сомнение само право этой страны на участие в Олимпийских играх.
Согласно установленным правилам, все национальные олимпийские комитеты обязаны отбирать спортсменов для участия в Играх независимо, без какого бы то ни было участия правительства.
Поскольку Талибан запретил женщинам заниматься спортом, то любой выбор спортсменов в сборную Афганистана автоматически блокирует женщин и нарушает правила.
Раздавались призывы вообще лишить Афганистан права на участие в соревнованиях, как это было, когда эта группировка находилась у власти в первый раз.
Однако Международный олимпийский комитет хотел найти способ, который бы позволил афганским женщинам все-таки принять участие в Играх.
Какое-то время между руководителями афганских спортивных организаций, в том числе и теми, кто оказался в изгнании, и руководством МОК шли закулисные переговоры о создании команды, которая будет представлять страну в Париже.
Дорога в Париж
Время шло, открытие Олимпийских игр в Париже приближалось , а вопрос об участии в них афганских спортсменов по-прежнему оставался нерешенным.
К счастью, в июне выход все-таки был найден: Международный олимпийский комитет объявил, что организовал команду, представляющую Афганистан для участия в Олимпийских играх в Париже. В нее вошли трое мужчин и трое женщин, в числе которых оказались и обе сестры.
«Это стало для нас обеих большой неожиданностью», — сказала Фариба.
«Мы всегда мечтали принять участие в Олимпийских играх, это было нашей мечтой», — добавила Юлдуз.
«Несмотря на то, что у нас отобрали почти все права, мы теперь можем доказать, что способны добиться большого успеха, что мы можем с гордостью представлять 20 миллионов афганских женщин», — подчеркнула она.
МОК уже заявил, что ни один представитель Талибана не будет допущен на Олимпийские игры в Париже в 2024 году.
Последние приготовления
Сестры готовятся к олимпийским соревнованиям по шоссейным гонкам, вместе с особой командой, созданной для развития велосипедного спорта под руководством Международного союза велосипедистов (UCI), который ее также и финансирует.
Она базируется во Всемирном центре велосипедного спорта, ультрасовременном объекте, расположенном в швейцарском городе Эгль.
Стерильно-чистые швейцарские трассы бесконечно далеки от пыльных афганских дорог, по которым ездили Юлдуз и Фариба, когда только учились держаться на велосипеде.
Но их соревновательный дух ничуть не изменился.
«Наша сила – друг в друге. Я поддерживаю ее, а она меня», — сказала Юлдуз.
«Наши достижения принадлежат Афганистану, — добавила Фариба. — Все, что мы делаем, мы делаем во имя афганских женщин. Для них я и еду на Олимпийские игры».