Александр Лукашенко решил помиловать гражданина Германии Рико Кригера, приговоренного в Беларуси к смертной казни по делу о терроризме. Фамилию Кригера упоминали в контексте возможного обмена на офицера ФСБ России Вадима Красикова, которого приговорили к пожизненному сроку в Германии.
О том, что Лукашенко «принял решение» о помиловании Кригера, сообщило белорусское государственное агентство БелТА со ссылкой на пресс-службу лидера страны. При этом об указе о помиловании, который должен подписать Лукашенко, пока не сообщалось.
Ранее во вторник в пресс-службе белорусского лидера сообщили, что Кригер обратился к Лукашенко с прошением о помиловании, после чего тот провел совещание с «людьми, погруженными в процесс», чтобы услышать их мнения и посоветоваться.
Судя по фото и видео, которые публиковала пресс-служба, в совещании участвовали председатель КГБ Иван Тертель, замглавы администрации Лукашенко Ольга Чуприс, пропагандистка Людмила Гладкая, а также следователь по делу Кригера и его адвокат.
Адвокат Кригера Владимир Горбач после совещания назвал состоявшийся разговор «откровенным» и заявил, что рассчитывает на «акт гуманизма» со стороны Лукашенко.
О том, что суд в Беларуси приговорил Кригера к смертной казни в виде расстрела, стало известно 19 июля. Гражданину Германии, который прибыл в Минск осенью прошлого года, вменили шесть уголовных статей, включая статьи о совершении акта терроризма, создании «экстремистского формирования» и агентурной деятельности.
Что известно о деле Кригера
Подробности дела против Кригера стали известны после того, как издание «Медиазона-Беларусь» получило доступ к выдержкам из приговора, а одна из главных белорусских пропагандисток Людмила Гладкая, присутствовавшая на суде, опубликовала свои впечатления в телеграм-канале.
Согласно этим источникам, «не позднее 20 сентября» 2023 года Рико Кригер, находясь в Германии, по своей инициативе вступил в контакт с представителями Службы безопасности Украины и полка Калиновского (это военное формирование белорусов, которые воюют на стороне Украины). В беседах с ними Кригер якобы согласился принять участие в диверсиях на территории Беларуси.
СБУ приговор Кригеру не комментировала, а в пресс-службе полка Калиновского сказали изданию «Зеркало», что этот человек не имеет к ним никакого отношения.
2 октября, как следует из приговора, Кригер прибыл в Минск как турист, а уже 3 октября «произвел фотографирование по [полученным] координатам» в районе железнодорожной станции Осиповичи в Могилевской области — в 100 км к юго-востоку от Минска. А 4 октября провел такую же съемку на станции Колодищи в 20 км к северо-востоку от столицы Беларуси.
Затем, писала Гладкая, немец якобы получил координаты тайника, где находилось самодельное взрывное устройство с 3 кг вещества октоген, и вечером 5 октября установил его на железнодорожных путях станции Озерище, которая используется белорусскими военными для выгрузки-разгрузки военной техники в Минске.
Взрыв, в котором обвинили Кригера, произошел поздно вечером 5 октября. В результате никто не пострадал, а ущерб, по данным, полученным «Медиазоной-Беларусь», государство оценило в 1639 белорусских рублей, что соответствует 516 долларам США. 6 октября, как следует из приговора, Рико Кригер должен был вылететь из Минска в Баку, но был задержан.
По данным правозащитников из организации «Вясна», после ужесточения статей УК Беларуси в 2022 году Кригер стал первым, кого приговорили к смертной казни за преступление без человеческих жертв.
По данным Би-би-си, в Германии Кригер работал охранником в посольстве США, а также в немецком отделении Красного Креста. Представительница организации Рамона Хельтке подтвердила Би-би-си, что Кригер работал в одной из районных ассоциаций Красного Креста в Германии, но подчеркнула, что «его пребывание за границей с работой никак не связано».
Вскоре после того, как стало известно о приговоре Кригеру, пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз заявил, что белорусская сторона предложила Германии «конкретные решения по имеющимся вариантам развития ситуации».
В МИД Германии в свою очередь заявили, что немецкие дипломаты занимаются судьбой Кригера и «активно защищают его интересы перед белорусскими властями».
По мнению оппозиционера, экс-дипломата и министра культуры Беларуси Павла Латушко, такой жесткий приговор Кригеру может объясняться тем, что Беларусь и Россия «сыграли договорняк», цель которого — его обмен на офицера ФСБ России Вадима Красикова, отбывающего пожизненный срок в Германии.
В конце 2021 года Красикова осудили за убийство бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили в Берлине. В интервью Такеру Карлсону в 2024 году президент России Владимир Путин назвал Красикова российским патриотом и заявил, что спецслужбам «надо договариваться» о его обмене.