Вадим Красиков – киллер, отбывавший в Германии пожизненный срок за убийство чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Он оказался, пожалуй, наиболее резонансной фигурой среди участвующих в обмене, который состоялся 1 августа в Анкаре. Когда самолет с россиянами приземлился уже в Москве, на взлетно-посадочной полосе их встречал лично президент Владимир Путин. Красикову и другим бывшим заключенным постелили красную ковровую дорожку. Глава Кремля обнял убийцу гражданина Грузии, приветствуя его у трапа самолета.
Новость о свободе Красикова стала неожиданностью для семьи Хангошвили. О случившемся они узнали от журналистов. Вдова убитого Манана (Раиса) Циатиева выразила глубокое разочарование решением немецких властей. По ее словам, родных никто не уведомил о планах по обмену. Циатиева подчеркнула, что это решение подрывает доверие к правовой системе ФРГ.
«Не могла предположить, что убийцу освободят так быстро. Вскоре после вынесения приговора такая теоретическая возможность обсуждалась, но адвокаты заверили: он должен отбыть значительный срок. То, что произошел обмен, показывает: мнение пострадавших властям Германии неважно. Это особенно обидно, когда считаешь, что живешь в цивилизованной стране, где ценят права человека».
Циатиева уверена, что сделка носила характер «мафиозной», где исполнение обещаний играло ключевую роль. Красиков, оставшийся верным российскому руководству и не проронивший ни слова в течение всего судебного процесса, по ее мнению, стал разменной монетой в политических играх. Вдова Хангошвили также высказала предположение, что освобождение киллера было частью более широкой политической игры, где Россия получила значительные выгоды, а Германия показала свою слабость.
Брат погибшего Зураб Хангошвили в интервью изданию BILD также заявил, что об обмене его никто не проинформировал. Он подозревает, что Вадим Красиков располагает «взрывоопасной информацией» о российской секретной службе, и напоминает, что «кремлевский деспот Владимир Путин» уже давно пытается его вернуть.
В целом, по словам Зураба, он испытывает неоднозначные чувства: «Теперь убийца моего брата на свободе. Мы чувствуем себя униженными. Дети стали сиротами, я потеряла любимого брата, а убийца может обнять свою семью. Это больно».
В то же время Хангошвили подчеркивает: если бы семью спросили об обмене, родные бы на него согласились, «если бы узнали, что из путинского плена освобождают нескольких заключенных».
Неоднозначной оказалась реакция на решение Берлина даже в следственных органах ФРГ. Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung написала, что федеральная прокуратура выразила разочарование освобождением Красикова. А по информации BILD, среди высокопоставленных следователей «мало понимания», они считают произошедшее чрезмерной уступчивостью по отношению к диктатору Владимиру Путину.
Канцлер Германии Олаф Шольц попытался объяснить: решение принималось с учетом интересов государства и физической безопасности немецких граждан, находящихся в российских тюрьмах. Он отметил, что на одной чаше весов стояла заинтересованность государства в исполнении приговора, а на другой – жизни невинных людей, включая политзаключенных.
В правительстве Германии также подчеркнули, что этот шаг был предпринят в духе солидарности с Соединенными Штатами и для защиты прав тех, кто был несправедливо брошен в тюрьмы.
А вот в правительстве Грузии освобождение убийцы Хангошвили никак не прокомментировали. При этом в 2021 году, после вынесения приговора киллеру, в МИДе заявили, что сотрудничали с соответствующими структурами Германии, отметив: после того, как «организатором убийства были названы государственные структуры центрального правительства РФ, Грузия решительно осудила это насильственное деяние, совершенное Российской Федерацией». Теперь в Тбилиси предпочли хранить молчание.
«Любимый киллер Путина»
Вадим Красиков, известный в СМИ как «киллер на велосипеде» и «любимый киллер Путина», был задержан вскоре после убийства Зелимхана Хангошвили, произошедшего 23 августа 2019 года в берлинском парке Тиргартен. Хангошвили, гражданин Грузии, уроженец Панкисского ущелья и этнический чеченец (кистинец), был активным участником вооруженного конфликта за независимость Ичкерии и находился в розыске в России по обвинению в терроризме. После нескольких неудачных попыток покушения на его жизнь в Грузии, в 2016 году он попросил убежища в Германии.
15 декабря 2021 года берлинский суд признал Красикова виновным в убийстве Хангошвили и приговорил его к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение. Суд установил, что преступление было организовано российскими властями, и расценил его как акт государственного террора. Кроме того, журналисты-расследователи обнаружили связи Красикова с российской Федеральной службой безопасности.
В 2019 году президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита «нормандской четверки» заявил, что Хангошвили был причастен к взрывам в московском метро, хотя и не уточнил, о каком именно инциденте идет речь. Он также отметил, что не знает о случившемся с бывшим полевым командиром, добавив, что в «бандитской среде может произойти все, что угодно».
В июне и декабре 2022 года Россия попыталась добиться включения киллера Красикова в списки на обмен: решение поддержали власти США, но Германия тогда из-за тяжести преступления пойти на сделку отказалась.
Вновь к теме обмена Красикова РФ вернулась в феврале 2024 года. Возможной фигурой для обмена стрелка называли политика Алексея Навального. Однако переговоры были остановлены после того, как стало известно о смерти оппозиционера в исправительной колонии.
Спустя несколько дней в интервью американскому телеведущему Такеру Карлсону Путин вновь заговорил об обмене Красикова, впервые, при этом, фактически намекнув на убийство Хангошвили по заданию Москвы.
«Нашелся патриот, который ликвидировал его в одной из европейских столиц. По своей ли воле он это сделал или нет, это уже другой вопрос», — сказал он в интервью.
При этом, уже после состоявшегося обмена, Кремль признал службу Вадима Красикова в ФСБ России. Как сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, Красиков служил в подразделении «Альфа» с охранниками Путина.
«Спасти киллера»: Путин хочет вернуть убийцу Зелимхана Хангошвили