Гендерный бой: дело Иман Хелиф
Бой между алжирской боксершей Иман Хелиф и итальянкой Анджелой Карини вызвал споры еще до его начала. На самом ринге Карини продержалась ровно 46 секунд, после чего остановила бой и заявила, что больше продолжать его не может из-за сильной боли после удара соперницы.
Когда судья объявил о победе Хелиф, итальянка отказалась пожать руку противнице, упала на колени и начала плакать, говоря о несправедливости.
Дело в том, что ранее алжирской спортсменке было запрещено выступать против женщин, поскольку в ее организме вырабатывается высокий уровень мужского гормона – тестостерона. Разные СМИ решили интерпретировать это как доказательство ее трансгендерности, что не является правдой.
Премьер-министр Италии Джорджия Мелони выступила против участия «спортсменов с мужскими генетическими характеристиками в женских соревнованиях»:
«Не потому, что мы хотим кого-то дискриминировать, а, чтобы защитить права спортсменок на равные условия».
Хелиф не в первый раз оказывается в центре подобных споров. Впервые гендерные разногласия спортсменка спровоцировала на Чемпионате мира по боксу в 2023-м. Тогда участницу из Алжира дисквалифицировали из-за проблем с соответствием гендерным критериям. Олимпийский комитет Алжира заявил, что Хелиф была отстранена от участия по «медицинским показаниям».
Иман – не трансгендер. По данным СМИ, у алжирской спортсменки просто есть определенные особенности – в то время как у большинства женщин ХХ набор половых хромосом, у Хелиф – ХY, как у мужчин. У этого явления есть название – различие в половом развитии (DSD). Это группа редких состояний, связанных с генами, гормонами и репродуктивными органами. В этом случае половое развитие человека отличается от развития большинства других людей.
В 2021 году Международный олимпийский комитет (МОК) ввел новую концепцию справедливости, интеграции и недискриминации на основе гендерной идентичности и половых различий спортсменов. Эти рекомендации помогают федерациям создавать условия для справедливого участия в спорте трансгендеров и лиц с различием в половом развитии (DSD).
«Возможно, всем хочется увидеть четкое обоснование того или иного решения, но это не вопрос «белого» или «черного». И эта проблема во всем спорте. Их национальный документ, паспорт, обозначает их как женщин. Алжирская спортсменка родилась женщиной, является женщиной. Это не вопрос мужчины, дерущегося с женщиной», — заявил директор МОК Марк Адамс.
Наезд на наездницу: дело Шарлотты Дюжарден
Менее чем за 72 часа до церемонии открытия Олимпийских игр в сети появилось видео, на котором олимпийская чемпионка по конному спорту Шарлотта Дюжарден наносит лошади удары кнутом 24 раза менее чем за минуту. Эти кадры вызвали шквал критики и обвинений в жестоком обращении с животным.
Как оказалось, видео было снято четыре года назад. По информации британского издания The Telegraph, в ролике олимпийская чемпионка тренирует 19-летнюю всадницу, а по ногам лошади наносит удары кнутом в попытке улучшить выполнение элемента.
С жалобой в Международную федерацию спорта (FEI) обратился представитель ученицы Дюжарден.
«Шарлотта Дюжарден находилась в центре арены. Она сказала ученице: «Твоя лошадь должна выше поднимать ноги на галопе». Она взяла длинный кнут и била лошадь более 24 раз за минуту, причем очень сильно, очень жестко. Это было похоже на представление со слонами в цирке», — рассказал адвокат истца.
Международная федерация конного спорта начала расследование. Для руководящего органа увиденное стало «поведением, противоречащим принципам благополучия лошадей».
Трехкратный призер Олимпийских игр Шарлотта Дюжарден добровольно отстранилась от всех соревнований, включая Олимпиаду в Париже, до официального подтверждения ее отстранения федерацией. В ответ на шокирующие обвинения самая титулованная чемпионка Великобритании в конном спорте принесла свои извинения за инцидент. Она подчеркнула, что искренне сожалеет о своих действиях:
«Было опубликовано снятое четыре года назад видео, которое демонстрирует ошибочное суждение с моей стороны во время тренинга. Международная федерация конного спорта закономерно начала расследование. <…> То, что произошло, полностью противоречит моему характеру и не отражает моего подхода к тренировкам лошадей и учеников. Оправданий нет. Мне очень стыдно, и я должна была подать лучший пример в тот момент».
Как сказал давний наставник Дюжарден британский наездник Карл Хестер – самый возрастной участник парижских игр – наездница «очень дорого заплатила» за свой проступок:
«Видео говорит само за себя, и никто не станет его оправдывать. Но мое личное мнение о Шарлотте за 17 лет: я такого никогда не видел».
Свобода творчества или оскорбление чувств верующих
Церемония открытия Олимпийских игр в Париже стала четырехчасовым зрелищем, в котором спортсмены сплавлялись по волнам Сены, а артисты воссоздавали исторические моменты. Но помимо восхищения этой церемонией, было и возмущение.
Особые страсти разгорелись вокруг сцены, поставленной художественным руководителем церемонии Томасом Жолли. На экране перед миллионами зрителей появилось гигантское блюдо с обедом, на котором полуобнаженный французский актер Филипп Катрин исполнил роль древнегреческого бога Диониса. На фоне вдоль длинного стола танцевали дрэг-квин и другие артисты.
После этого камера взяла крупным планом артистку, увенчанную ореолом, а затем и остальную часть застолья, где исполнители застыли в разных позах.
И хотя официальный аккаунт Олимпийских игр на платформе X (Twitter) опубликовал фотографии этого момента, назвав интерпретацию Диониса «напоминанием об абсурдности насилия», некоторые зрители увидели в этом другие смыслы. Сцену связали с библейской картиной Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», где Иисус Христос и апостолы разделяют последнюю трапезу. Это стало поводом обвинить организаторов церемонии в «оскорблении христиан».
Представитель оргкомитета Олимпиады в Париже Анна Декамп извинилась перед людьми, чьи чувства были задеты, заявив, что своей постановкой художник хотел лишь «прославить терпимость общества».
Сам Томас Жолли после волны обвинений сказал, что вдохновлялся не библейскими сценами и не желал высмеивать чьи-либо чувства:
«Я хотел создать церемонию, которая объединяет людей, примиряет и поддерживает наши республиканские ценности свободы, равенства и братства».
Совместное фото спортсменов из Южной и Северной Кореи
На Олимпиаде в Париже была совершена ошибка, вышедшая за пределы спорта – на уровень политических отношений. Во время церемонии открытия 143 спортсменов из Южной Кореи были ошибочно представлены как участники от Северной Кореи.
Президент МОК Томас Бах даже провел срочный телефонный разговор с президентом ЮК, чтобы извиниться за эту «человеческую ошибку».
Эта курьезная ошибка имеет особую политическую чувствительность, так как обе Кореи по-прежнему находятся в состоянии войны, несмотря на прекращение активных боевых действий в 1953 году.
Но ответ на инцидент оказался более привлекающим внимание.
Когда Китай завоевал золотую медаль в смешанном парном разряде по настольному теннису, восхищение всей планеты вызвала не победа китайцев, а уникальная сцена на пьедестале почета. Медалисты из Северной и Южной Кореи неожиданно для всех сбились в кучу и радостно позировали для совместного селфи. Эту сцену назвали проявлением человечности, которая выходит за рамки политики и границ и является примером того, как Олимпиада объединяет людей вокруг спорта.
«Успех не приходит, когда руки в карманах»
Еще одна вдохновляющая история связана с появлением на Олимпиаде-2024 турецкого стрелка Юсуфа Дикеча. Невозмутимый Дикеч покорил зрителей по всему миру, но не только тем, что завоевал серебряную медаль…
«Мне не нужно было специальное оборудование. Я прирожденный стрелок. Нужно просто раскрыть свой талант», — сказал олимпиец журналистам.
Фото, на котором Юсуф Дикеч держит одну руку в кармане и непринужденно прицеливается, буквально взорвало соцсети. Отставной сержант турецкой жандармерии покорил многих зрителей своим, казалось бы, безразличным видом. При этом он выглядел максимально уверенным и спокойным и завоевал серебро.
Комментируя свое выступление, спортсмен дал понять, что для победы нужно много трудиться: «Успех не приходит, когда руки в карманах».
Любопытно, что Дикеч уже пятый раз выступает на Олимпийских играх, но свою первую медаль он получил именно в Париже. Для Турции она также стала первой в этой спортивной дисциплине.
После успеха стрелка соцсети заполнили посвященные ему мемы и комиксы.
Спорное поражение: дело Сандро Базадзе
На играх в Париже развернулась настоящая фехтовальная драма. Лучший саблист Европы Сандро Базадзе неожиданно выбыл из соревнований в 1/8 финала. Его неудача стала одной из самых обсуждаемых тем дня.
Базадзе, который входил в число фаворитов, проиграл Мохамеду Амеру из Египта со счетом 14-15. За кулисами поединка разгорелся настоящий скандал. Грузинский спортсмен был убежден в том, что первым нанес решающий удар, и когда победу присудили его сопернику, спортсмен пришел в ярость.
Испанский арбитр Ванесса Чичон, просмотрев повтор, подтвердила решение в пользу египтянина. Базадзе стал громко возмущаться, обвиняя судью в предвзятом отношении.
«Это уже второй раз, как судьи убивают меня», — заявил фехтовальщик на пресс-конференции, напомнив о своем болезненном поражении на Олимпийских играх в Токио-2020. Тогда его карьера чуть не завершилась, как считает сам Базадзе, из-за несправедливости судей.
«То, что произошло на Олимпиаде, было похоже на дежавю. Я везде это говорил, что если судейство будет порядочным, я обязательно выиграю Олимпиаду. Почему я это сказал и почему хочу на этом акцентировать внимание. Это спорт, в котором на протяжении многих лет царят произвол и ужасы. Они довели меня до того, что я почти возненавидел спорт, которым занимаюсь 17 лет. Больше половины жизни!
Я, Сандро Базадзе, несмотря на то, что на Олимпийских играх со мной много раз обошлись несправедливо, несмотря на трудности, стал спортсменом номер один. Я не потерял веры и не потеряю ее никогда!», — написал саблист у себя в Facebook.
Федерация фехтования Грузии, поддержав спортсмена, выпустила заявление, в котором утверждается, что Базадзе стал жертвой предвзятых судейских решений, и направила официальное письмо-жалобу президенту судейской комиссии Международной федерации фехтования. В Тбилиси считают, что были неверно засчитаны не только решающее очко, но и несколько других ударов.