Site icon SOVA

«Дело Афгана-2». Арест азербайджанского журналиста в Тбилиси: семья боится за его жизнь

sadigov afgan политика featured, Афган Мухтарлы, Афган Садыгов, грузия-азербайджан, свобода слова, СМИ

Экстрадиционное заключение под стражу сроком на три месяца. Такую меру пресечения избрал Тбилисский городской суд 4 августа в отношении азербайджанского журналиста Афгана Садыгова. Мужчина был задержан в Тбилиси 3 августа людьми в штатском. В МВД Грузии арест объяснили тем, что Садыгов находится в розыске у себя на родине:

«Департамент центральной криминальной полиции МВД задержал гражданина Азербайджана А. С., разыскиваемого Азербайджанской Республикой за угрозы и вымогательство, с целью его дальнейшей экстрадиции. Указанный человек находился в розыске за совершение преступления угроз и вымогательства с 2024 года»

Жена журналиста Севинч считает, что в случае выдачи ее мужа Баку он может погибнуть: «Если Афгана депортируют, его жизнь в опасности. Не из-за тюрьмы или заключения – они его просто убьют».

По словам женщины, 3 августа они вышли на прогулку с семьей из квартиры в Тбилиси, когда увидели рядом с домом порядка 15 мужчин в гражданской одежде.

«Около 10-15 минут они стояли рядом, снимали Афгана на телефон. После чего один из них подошел к Афгану и сказал ему пройти с ними. Когда я стала требовать предоставить удостоверение, они что-то показали, но там было написано на грузинском, и я не смогла понять. После этого они сказали, что Афган находится в розыске и потребовали поехать с ними. Потом посадили его в машину».

Севинч убеждена, что ее муж был задержан по поручению президента Азербайджана Ильхама Алиева.

«Это заказ Азербайджана», — заявила она в беседе с SOVA.

«Они ненавидели Афгана. Они и мне угрожали еще когда я была в Азербайджане, а Афган уже находился в Грузии. Они говорили, что мой муж сидит в Тбилиси и пишет, что хочет, посоветовав, чтобы он прекратил это делать, а то у меня голова за него болеть будет».

При этом, как отмечает супруга журналиста, уезжая из Азербайджана, она взяла документ о том, что Афган не разыскивается на родине.

«Семь месяцев мой муж находился в Грузии, и к нему не было никаких претензий. Почему они ничего не предпринимали раньше, если считают, что он какой-то преступник?».

Женщина также обращает внимание на тот факт, что задержание произошло на следующий день после встречи Афгана с Омбудсменом Грузии.

В Грузию за политубежищем: безопасность vs риски

Садыгов перебрался в Грузию в декабре 2023 года в связи с репрессиями против правозащитников, журналистов и активистов в Азербайджане. Но, по словам Севинч, ее муж продолжал получать угрозы, даже находясь в городе Марнеули. В середине июля семья хотела покинуть страну и через Турцию попасть в Боснию и Герцеговину:

«В Тбилиси мы больше не чувствовали себя в безопасности».

Но уже после того, как женщине с детьми было разрешено покинуть страну, сотрудники пограничного контроля Международного аэропорта Тбилиси сообщили Садыгову, что ему отказано в отъезде в Турцию. Он, по их словам, мог улететь только на родину. Сам журналист связывал решение пограничной службы со своей профессиональной деятельностью в Азербайджане.

«Это связано с моими критическими постами и видеороликами в последнее время. Сейчас против меня нет уголовных дел, но я знаю, что как только я вернусь в Азербайджан, меня арестуют, как и других критически настроенных журналистов. Мне угрожают в Грузии и моим родственникам в Азербайджане, требуя, чтобы я прекратил критику. Поэтому мы хотим покинуть Грузию».

Кто такой Афган Садыгов

На родине азербайджанский журналист и главный редактор Azel.tv Афган Садыгов дважды оказывался под арестом – в 2016 и 2020 годах. Его обвиняли в угрозах и вымогательстве.

Садыгов был включен в список журналистов, освобождения которых в 2019 году требовала международная организация «Комитет защиты журналистов». Но в ноябре 2020-го его приговорили к 7 годам заключения. Тогда, по версии следствия, он и руководитель сайта Xəbərfakt.az Сакит Мурадов требовали от чиновников администрации Сумгаита около 9 тысяч долларов под угрозой публикации компрометирующих сведений. Сам журналист связывал уголовное преследование со своей профессиональной деятельностью. В мае 2022 года Садыгов был помилован.

После освобождения журналист приезжал на лечение в Грузию. В азербайджанской тюрьме, по словам жены, здоровье Афгана сильно подорвалось. После завершения лечения мужчина вернулся в Азербайджан, где, по его словам, снова столкнулся с запугиванием и давлением со стороны властей. Опасаясь за свою безопасность, журналист решил вместе с семьей переехать в Грузию, где ему показалось относительно безопасно.

Севинч Садыгова – тоже журналистка, репортер Azel.tv, и тоже неоднократно сталкивалась с давлением:

«В Азербайджане я активно освещала акции протеста. Поэтому они угрожали и мне, и моим детям. Для них не важно: женщина, мужчина, ребенок или старик, они всех арестовывают. Арестовывают невинных людей в то время, как настоящие преступники находятся на свободе».

Афган Мухтарлы: Грузия для нас стала опасным местом

Не первый случай

История с задержанием и потенциальной отправкой Афгана Садыгова в Баку – не первый такой случай в Грузии, хоть и с оговорками. В мае 2017 года в центре Тбилиси был похищен журналист-расследователь Афган Мухтарлы, известный своими разоблачительными статьями о коррупции в окружении президента Ильхама Алиева.

Позже азербайджанские власти заявили, что мужчина пытался незаконно пересечь границу. Обвинили журналиста и в контрабанде. В январе 2018-го суд приговорил Мухтарлы к шести годам тюрьмы. Он не признал себя виновным и обвинил в своем похищении не только власти Азербайджана, но и правительство Грузии.

В марте 2020 года стало известно, что журналист был освобожден. Его доставили прямо в аэропорт, откуда он отправился в Германию. В октябре того же года Афган Мухтарлы планировал вернуться в Тбилиси, чтобы дать показания о своем похищении, но грузинский авиаперевозчик не разрешил ему сесть в самолет. В Georgian Airways свое решение объяснили мерами, связанными с Covid-19, хотя сам журналист считает, что это было сделано по указанию сверху:

«Правительство Иванишвили трусливо. Они боятся моего приезда, так как он может раскрыть их преступления».

По словам Севинч Садыговой, они слышали про кейс Мухтарлы, но до последнего надеялись, что с прошествием времени в Грузии что-то изменилось в лучшую сторону.

«Если бы мы знали, что ничего не изменилось, мы бы не поехали в Грузию. Мне очень жаль, что то, что происходит у нас в Азербайджане и что я сама 100 раз видела там своими глазами, теперь происходит и в Грузии».

СМИ: Грузия покупает электроэнергию у Азербайджана через скрытые офшоры

Exit mobile version