Шведского кинорежиссера Рубена Эстлунда, двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви», раскритиковали в Швеции за участие в «правительственном» кинофестивале в Сванетии — его назвали «политическим идиотом».
Издания Dagens Nyheter и Göteborgs-Posten опубликовали обширные критические письма; вопрос неоднократно освещался шведским общественным вещателем.
Эстлунд был приглашен в качестве гостя на Международный кинофестиваль в Сванетии — его основала в 2021 году кинорежиссер Мариам Хачвани при поддержке Минкультуры Грузии. В 2024 году он проводился в четвертый раз. Фестиваль также поддерживается Национальным киноцентром, который уже почти год бойкотируют более 450 кинематографистов.
Göteborgs-Posten пишет, что фестиваль «связан с режимом», и грузинские кинематографисты считают, что шведского режиссера использовали для антиевропейской пропаганды.
Эстлунд ответил изданию, что был удивлен сообщениями, полученными в социальных сетях по этому поводу.
«В то же время было интересно проверить это изнутри. Внезапно я оказался на политизированном и, по мнению некоторых, противоречивом фестивале», — заявил он.
Кинокритик «Дагенс Нюхетер» Джейкоб Лундстрем назвал режиссера, удостоенного Каннской премии, «политическим идиотом» и напомнил, что сотни тысяч людей в Грузии протестовали против решений «пророссийского правительства» (акции против закона об иноагентах — ред.). Он пишет, что ожидалось, что у самого известного кинорежиссера Швеции будет солидарная позиция.
Лундстрем приводит в качестве примера фотографию, сделанную с Бачо Одишария, ведущим проправительственного канала POSTV, назначенным руководителем производственного отдела Киноцентра, с подписью «Приветствие Рубена Эстлунда либералам».
Критик отмечает, что кинофестиваль часто может быть комплексным политическим явлением, и репрессивные режимы использовали многих режиссеров в качестве талисманов.
Автор подчеркнул, что Эстлунд «закрыл глаза на реальность». Он заявил в ответ на фотографию с Одишария, что «понятия не имеет об этом», что «нечего сказать «либералам» в Грузии, кроме того, чтобы они не забывали о классовой перспективе. Лично я очень устал от тех, кто делит людей на идеологии. Напоминает мне 90-е».
Кинокритик отметил, что у Рубена Эстлунда, международной звезды Швеции, заметен недостаток солидарности и элементарного анализа.
«Линия фронта культурной войны, где либеральная демократия является мишенью авторитарных популистов, вряд ли ускользает от внимания кого–либо. И тот факт, что сегодня «люди разделены по идеологиям», не означает, что в Грузии невозможно отличить правительство от оппозиции. Только пророссийская сторона выигрывает от удобной политики Эстлунда», – написал автор, напомнив о прошлом визите Эстлунда на кинофестиваль путинского режиссера Эмира Кустурицы, где он раскритиковал западные СМИ в интервью российскому пропагандистскому Sputnik.
В ответ на критику Эстлунд ответил, что его на кинофестиваль пригласила полтора года назад основатель Мариам Хачвани, которая в 2018 году получила приз за фильм «Деде» на Пекинском кинофестивале.
Рубен Эстлунд пишет, что он был в курсе антиправительственных акций в Грузии. И на фестивале в Местия тоже ощущались антироссийские настроения, что не было странным, учитывая историю Грузии.
Режиссер подчеркивает, что такие же настроения преобладали и среди посетителей фестиваля. Эстлунд упоминает Бачо Одишария как журналиста, с которым он представил свой фильм публике.
«Через несколько часов после мастер-класса, когда фотографии были опубликованы в интернете, я получил сообщение от грузинского пользователя Instagram о том, что я должен бойкотировать фестиваль. Он назвал журналиста, который проводил интервью, Бачо Одишария, политически противоречивой фигурой, поддерживающей цензуру. Я получил еще несколько подобных сообщений и понял, что ажиотаж вокруг фестиваля каким-то образом связан с демонстрациями в Тбилиси», — пишет режиссер.
Организаторы кинофестиваля заявили, что считают произошедшее «целенаправленной кампанией против фестиваля в Сванетии», которая «началась гораздо раньше», чем условное вчера.
«С нашей точки зрения, нормы журналистской этики выходят за рамки односторонней позиции, как это было в случае со шведской газетой. Они не связывались с фестивалем. Вместо этого им не составило труда связаться с людьми, которые не имели никакого отношения к фестивалю, и, основываясь на их рассказах, они распространили информацию, которая не соответствует действительности. В связи с этим представители фестиваля дадут более подробные комментарии!», — говорится на странице фестиваля в Facebook.