След российской сети
Meta опубликовала новый отчет «О враждебной угрозе», в котором раскрыта деятельность российской неаутентичной сети, действующей на Южном Кавказе. В рамках этой кампании были удалены 76 аккаунтов в Facebook, 30 страниц и 11 аккаунтов в Instagram, которые были нацелены на Грузию, Армению и Азербайджан.
В докладе отмечается, что эта сеть использовала фиктивные новостные сайты с отличительным брендингом, чтобы влиять на целевые страны. Для создания иллюзии легитимности они также присутствовали на различных интернет-платформах, таких как YouTube, Telegram и TikTok, что помогало им избежать проверки со стороны платформ и исследователей.
На момент составления отчета Meta, эти сайты продолжали функционировать, публикуя политические «новости» на грузинском, армянском, азербайджанском и русском языках. В частности, в Грузии они активно распространяли материалы, направленные на критику протестующих против закона об иноагентах и поддержку правящей партии «Грузинская мечта».
Meta также выявила, что лица, стоящие за этой сетью, использовали поддельные аккаунты для управления страницами и распространения контента, привлекая людей на свои внеплатформенные сайты.
Вся эта деятельность была обнаружена в сотрудничестве с НПО «Международное общество за справедливые выборы и демократию» (ISFED), которая еще в мае 2023 года опубликовала собственный анализ активности этих аккаунтов. Согласно их информации, с апреля 2022 года Россия активно ведет рекламно-пропагандистские кампании на платформах Facebook и Instagram.
После повторного внесения законопроекта об иноагентах в парламент Грузии в апреле 2024 года, российская информационная операция открыто перешла к поддержке правящей партии и дискредитации Евросоюза.
«Основная цель сети заключалась в том, чтобы представить государства региона как сильного потенциального союзника России и связать это с негативной ролью Запада», — писал ISFED.
На продвижение этих аккаунтов, согласно отчету Meta, было потрачено около 77 тысяч долларов.
Исследователь «Атлантического совета» Грузии Это Бузиашвили считает, что финансовая сторона вопроса заслуживает особого интереса:
«Мы увидели, что речь идет о десятках тысяч долларов, чтобы контент дошел до широкой аудитории. Подобная ситуация была и в прошлом году, когда Meta удалила аккаунты, связанные с правительственной администрацией. В грузинском контексте это еще более серьезная проблема. Откуда у администрации деньги на такие расходы? Вряд ли люди достали их из собственного кармана. Есть вероятность, что средства взяты из бюджета».
В 2023 году Meta заблокировала 80 аккаунтов, 26 страниц и 9 групп в Facebook, а также 2 аккаунта в Instagram, которые были связаны со Страткомом правительства Грузии.
«Здесь обязательно нужно провести параллель с прошлогодним отчетом. Тогда Facebook по той же причине удалил сеть, связанную с Департаментом стратегических коммуникаций, который принадлежит администрации правительства. В отчете прямо указано, что сеть управлялась оттуда. Причина удаления была идентичной: сеть вводила в заблуждение грузин, создавая фейковые аккаунты, таргетировала акции и поддерживала «Грузинскую мечту». Таким образом, мы видим, что одна и та же операция осуществляется, с одной стороны, «Грузинской мечтой», а с другой – пиар-кампанией, управляемой из России», — говорит исследователь.
Бузиашвили отмечает, что особенно заметна схожесть распространяемых нарративов. Например, когда «Грузинская мечта» пытается дискредитировать Запад, эти утверждения почти полностью совпадают с риторикой высокопоставленных лиц из РФ.
«Единство нарративов, а теперь и идентичность операций, подтвержденные отчетом Meta, ясно показывают эту связь».
Впрочем, несмотря на попытки тех, кто стоит за сетью, скрыть свою личность и координацию, расследование Meta выявило их связи с зарегистрированной в Москве маркетинговой фирмой IMA Digital.
«Триумф правды»: как РФ-пропаганда встретила заявление «Грузинской мечты» о войне-2008
Связь с IMA Digital
При запросе IMA Digital поисковик Google выводит на неработающий сайт с кратким превью, в котором указано: «Мы создаем имидж государственных организаций и крупного бизнеса в новых медиа, сокращаем дистанцию между ними и их аудиторией, меняем форматы взаимодействия…».
Однако на просторах интернета можно найти похожую организацию под названием «ИМА-консалтинг», которая занимается схожей сферой деятельности. Основанная в 1999 году, она является одной из ведущих консалтинговых и PR-компаний в России, предлагает полный цикл услуг по развитию общественных и деловых связей. На сайте организации указано:
«Мы помогаем нашим клиентам создавать репутацию и развивать отношения с ключевыми аудиториями».
Генеральным директором и совладельцем компании является Вартан Саркисов, который в 2019 году был признан «лучшим политтехнологом России» по версии ежегодного рейтинга издания «Общая газета».
Саркисов активно работает с крупными бюджетами на федеральном и московском уровнях, выигрывая тендеры государственных структур, и, согласно СМИ, «был награжден благодарностью Владимира Путина за участие в президентских выборах».
Анонимное вмешательство в выборы
По словам Бузиашвили, контекст предстоящих в Грузии парламентских выборов является ключевым аспектом в информационных операциях подобного рода. Поскольку они нацелены на изменение поведения и убеждений и часто планируются задолго до самого голосования.
«Например, если выборы назначены на 2024 год, подобные сети начинают свою активность гораздо раньше, используя различные темы до того, как сосредоточатся на вопросах, непосредственно связанных с выборами. В преддверии голосования создаются новые сети, которые стараются повлиять на выбор грузинских избирателей».
Управляемая из России сеть, говорит исследователь «Атлантического совета», представляет собой попытку вмешательства в выборный процесс. Поскольку она поддерживает правящую партию, оставаясь при этом анонимной.
«Если бы они открыто заявляли, что поддерживают «Мечту» и являются управляемой из России PR-компанией, это не было бы проблемой. Но когда сеть действует скрытно, используя подставные личности и пытаясь манипулировать избирателями, это уже вмешательство в выборы в тайной форме».
Бузиашвили также отмечает, что, вероятно, существуют и другие подобные сети, которые пока не обнаружены, но активно работают, чтобы повлиять на грузинское общество и выборы.
При этом использовать Facebook для таких целей могут не только правительства. Например, в 2020 году были удалены 511 страниц, 101 персональный аккаунт, 122 группы в Facebook и 56 аккаунтов в Instagram, связанных с «Грузинской мечтой» и оппозиционной партией «Единое национальное движение»:
«Кажется, в отчете не было приведено подробностей, но было сделано небольшое заявление о том, что сеть, аффилированная с «Нацдвижением», пыталась распространять информацию в свою пользу с помощью мемов и юмористических сообщений, а также дискредитировать «Грузинскую мечту». В последнее время мы не наблюдаем, чтобы Facebook удалял оппозиционные сети».
В условиях надвигающихся выборов и напряженных политических ситуаций, говорят исследователи, важно продолжать мониторинг и разоблачение подобных вмешательств, чтобы обеспечить прозрачность и честность политических процессов в регионе.